Священномученик Адриан Троицкий

Священномученик Адриан Троицкий

(12/24.06.1872–15.02.1938)

Священномученик Адриан Троицкий

Адриан Александрович Троицкий родился 12/24 июня 1872 года в селе Биляр-Озеро Чистопольского уезда Казанской губернии в семье псаломщика местной Спасо-Преображенской церкви, впоследствии диакона, Александра Троицкого. После обучения в духовном, где окончил 4 класса, и городском училищах города Чебоксары, в 1890 году он выдержал псаломщический экзамен, в 1893-м — испытание на звание сельского учителя. В 1894–1897 годах по решению Чебоксарского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета Адриан Троицкий нес послушание преподавателя Соляновской церковно-приходской школы Чебоксарского уезда, занимая при этом, по некоторым данным, с 5 августа по 20 ноября 1897 года должность псаломщика чебоксарской Михаило-Архангельской церкви.

В 1897–1899 годах А.А. Троицкий находился на военной службе. Он был зачислен во 2-ю роту Варшавского крепостного пехотного полка, 25 января 1899 года в чине ефрейтора был уволен по болезни от военной службы и зачислен в ратники ополчения второго разряда. 23 февраля 1899 года Адриан Троицкий поступил на место псаломщика Покровской церкви города Чебоксары. В клировых ведомостях данного храма указывалось, что чтение, пение и катехизис он знает очень хорошо, поведения весьма хорошего.

3 октября 1902 года в комиссии при Казанской Духовной семинарии А.А. Троицкий выдержал диаконский экзамен, 2 марта 1903-го был рукоположен во диакона, 3 февраля 1904-го переведен в Свято-Никольский храм села Пестрецы Казанского уезда Казанской губернии, где прослужил более шести лет. 7 апреля 1910 года отец Адриан успешно сдал священнический экзамен, а 11 апреля был рукоположен во священника и назначен настоятелем Троицкой церкви села Сурты (Михайловское) Царевококшайского уезда Казанской губернии.

В данном храме батюшка прослужил более двадцати семи лет. Прихожане любили его за доброту, постоянное стремление помочь ближнему. Отец Адриан оказывал односельчанам медицинскую помощь, был для окружающих внимательным и интересным собеседником, играл на скрипке, прекрасно пел. Благоговейное его служение привлекало в Троицкую церковь села Сурты жителей окрестных сел и деревень, приходили и приезжали на богослужения даже из Царевококшайска. Батюшка поддерживал тесные отношения с братией находившегося неподалеку Мироносицкого мужского монастыря: игумен Серафим (Бакланов), настоятель обители в 1904–1916 годах, был крестным отцом сыновей отца Адриана, в советское время дети батюшки молитвенно вспоминали последнего настоятеля монастыря архимандрита Варсонофия (Никитина), духовно поддерживавшего семью Троицких в первые годы советской власти, а впоследствии также пострадавшего за веру Христову.

Священник Адриан Троицкий был известным в Казанской епархии миссионером, вспоминают его и как незаурядного проповедника. 7 сентября 1912 года вместе с игуменом Серафимом (Баклановым) и священником Петропавловской церкви села Пуялки Даниилом Федоровым батюшка предпринял опасное путешествие к языческой роще, расположенной у деревни Шуашнур Царевококшайского уезда Казанской губернии, где они, рискуя своей жизнью, пытались образумить новокрещеных марийцев, собиравшихся участвовать в идолослужении. При содействии благодати Божией моление, планировавшееся сроком на три дня, закончилось на второй, 8 (21) сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, Мироносицкая икона Которой была с миссионерами во время поездки. 31 декабря 1912 года в награду за успешную миссионерскую деятельность отцу Адриану было преподано Архипастырское благословение.

Священническое служение батюшка совмещал с трудами преподавательскими. В 1910–1917 годах он нес послушание законоучителя Суртовской двухклассной школы, Негодяевской церковно-приходской школы, где был также и заведующим, Выползовского земского училища, Суртовского ремесленного училища. 28 апреля 1913 года отец Адриан был назначен старшим помощником Царевококшайского благочинного и занимал данную должность, по меньшей мере, до 1922 года. В сохранившихся клировых ведомостях тех лет говорится об отличном поведении батюшки, труды его на ниве Христовой получили признание — в 1914 году он был награжден набедренником, в 1917-м — скуфьей.

У отца Адриана и его супруги Веры Феодоровны было шестеро детей: сыновья Серафим, Рафаил, Владимир, Николай, Константин и дочь Вера. Источником содержания такой большой семьи в царское время были государственное жалование и руга, собираемая прихожанами. Но после революции 1917 года выдача жалования была отменена, а сбор руги запрещен. В документах суртовской церкви тех лет можно встретить такие горькие слова: «Источники содержания причта определить невозможно, так как причт за труды получает, кто, чем дает». Прихожане поддерживали своего пастыря, как могли: до самого последнего времени, даже в 1930-е годы, по решению собрания верующих в пользу семьи Троицких собирались хлеб и яйца, что, конечно же, помогало батюшке и его родным в то нелегкое время.

После революции октября 1917 года, которая являлась по сути государственным переворотом, ситуация в стране была непростой. Советская власть проводила в деревне политику продразверстки, осуществляла насильственную мобилизацию в Красную армию. И то и другое, конечно же, не устраивало сельское население страны, что выразилось в многочисленных выступлениях крестьян против действий большевиков. В Марийском крае такие волнения в первые годы советской власти также были не редкими. Одно из самых известных среди них произошло в сентябре 1918 года в деревне Княжна (ныне — Данилово) неподалеку от Царевококшайска, где в ходе событий погибли председатель ВЧК и три красноармейца. Используя сложившуюся ситуацию, власти учинили расправу с проживавшими в Царевококшайске и окрестностях представителями «чуждых» сословий, среди которых были и священнослужители. Иерей Адриан Троицкий также арестовывался в 1918 году по подозрению в участии в княжнинских событиях. Однако данное обвинение не подтвердилось, и после двухнедельного пребывания в тюрьме он был освобожден. Впоследствии батюшка был лишен избирательных прав, облагался непосильными налогами, в 1919 году в отношении него вновь велось следствие — истовое служение священника Богу и ближнему не устраивало советскую власть.

В условиях гонений за веру отец Адриан проявил себя как исповедник Православия, призывал верующих не отходить от Бога и Его церкви. Возглавляемый батюшкой приход 15 апреля 1926 года вступил в действовавшее в столице МАО Краснококшайское православное церковное управление староцерковников, а иерей Адриан Троицкий стал непременным участником собраний духовенства тех лет. Пастырские труды батюшки были отмечены епархиальным начальством: в 1920 году он был награжден камилавкой, в 1935-м возведен в сан протоиерея, в 1936-м награжден палицей. До самых последних дней своего служения отец Адриан принимал паству в церковной сторожке, где и проживал. «Православные христиане, вера Христова не должна пропасть и не пропадет никогда. Нам не надо забывать Христа, если мы позабудем, тогда у нас хлеба не будет, будет голод», — ободрял и вразумлял он верующих.

28 декабря 1937 года протоиерей Адриан Троицкий был арестован вновь. Очевидцы вспоминают, что Господь преподал ему перед этим утешение и напутствие — батюшка совершил в тот день богослужение. Сразу после службы он был арестован, сотрудники НКВД грубо посадили его в грузовик и увезли в йошкар-олинскую тюрьму. Отца Адриана ложно обвиняли в организации контрреволюционной группы, ведении работы по «разложению» колхоза, агитации против налоговой системы, выборов в Верховный Совет. На первом и единственном допросе 10 февраля 1938 года протоиерей Адриан Троицкий виновным себя не признал. 13 февраля тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 15 февраля, в праздник Сретения Господня, в 21 час.

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года имя протоиерея Адриана Троицкого было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священномученика Адриана празднуется в день соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 25 января/7 февраля (или в ближайшее после этого дня воскресенье) и в день его кончины — 3/16 февраля.

Ю. Ерошкин