Николаев Антоний, священник

Священник Антоний Николаев

(20.07./1.08.1872–11.09.1918)

Антоний Николаевич Николаев родился 20 июля/1 августа 1872 года в деревне Шунангер Виловатовражской волости Козьмодемьянского узда Казанской губернии в семье крестьянина села Кожважи Николая Ивановича Николаева и супруги его Параскевы Герасимовны. Крещен он был 30 июня/12 августа в Петропавловской церкви села Кузнецово, Таинство совершил священник Михаил Крестников в сослужении пономаря Константина Кудрявцева.

После окончания Мало-Сундырского сельского училища Антоний Николаев поступил в Казанскую учительскую семинарию, которую окончил в 1891 году со свидетельством на звание сельского учителя. С 16 сентября 1891-го по 20 сентября 1898 года А.Н. Николаев работал учителем в Емешевском земском училище Козьмодемьянского уезда. В сентябре 1898 года он был рукоположен во диакона к церкви Казанской иконы Божией Матери села Нурма Царевококшайского уезда, с 24 октября 1898-го по 30 ноября 1902-го нес послушание законоучителя Арбанской церковно-приходской школы, а с 20 марта 1900-го по 1 сентября 1902-го работал в том же учебном заведении учителем.

30 ноября 1902 года диакон Антоний Николаев был рукоположен во священника к Космодамианской церкви села Малый Абаснур. С 30 ноября 1902-го по 19 июля 1907 года он занимал должности законоучителя и заведующего Просто-Абаснурской церковно-приходской школы, с 30 января 1903-го по 19 июля 1907-го — законоучителя Мало-Абаснурского земского училища. Известно также, что с января 1903 года отец Антоний проводил в Просто-Абаснурской школе религиозно-нравственные чтения. В ходе занятий читалась духовная литература на русском и марийском языках, рассматривались события земной жизни Иисуса Христа, говорилось о значении постов, необходимости празднования воскресенья, а не пятницы, что было направлено против языческих обычаев.

Служение отца Антония в Малом Абаснуре проходило не без трудностей. Одной из таковых стало противоречивое поведение учительницы местного земского училища Татианы Атлашкиной, прибывшей в село в 1905 году после окончания Казанской земской учительской школы. Поселившись в Малом Абаснуре, Атлашкина стала устраивать на школьной квартире молодежные вечера, причем происходило это нередко накануне церковных праздников, когда в храме совершалось вечернее богослужение. Части жителей села такое соблазнительное поведение было не по нраву, они пытались вразумить учительницу, а затем, не достигнув успеха, обратились с жалобой к инспектору народных училищ. Проявила Атлашкина неуважение и к отцу Антонию. Например, в случае, если батюшка в связи с трудами на приходе запаздывал на уроки Закона Божиего, она не допускала его к занятиям. Встретив препятствия в исполнении возложенного на него послушания, стремясь оградить вверенную ему паству от соблазнов, отец Антоний также вынужден был обратиться к инспектору народных училищ. Тот предложил Атлашкиной перейти на работу в село Исменцы Чебоксарского уезда, что и было осуществлено 1 сентября 1907 года, уже после перевода иерея Антония на другой приход.

В отчете благочинного о состоянии церквей и приходов Царевококшайского уезда за 1906 год сообщалось о неурожае, в результате которого «многодетный священник Николаев голодает». Отец благочинный писал при этом, что отец Антоний «по своему безупречному поведению заслуживает лучшего прихода». И епархиальное начальство вняло этому ходатайству: 19 июля 1907 года священник Антоний Николаев был переведен на место настоятеля к храму Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Царевококшайского уезда. С 19 июля 1907-го по 1 мая 1912 года батюшка трудился в должности законоучителя и заведующего Медянинской церковно-приходской школы, с 1 сентября того же года — законоучителя Старокоминского и Шуашнурского (до 20 сентября 1911 года) земских училищ. Отец Антоний был известен в епархии и как миссионер. 20-21 января 1910 года он был участником съезда духовенства черемисских приходов Казанского и Царевококшайского уездов Казанской епархии, проходившего по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского) в Седмиезерной пустыни. 31 декабря 1909 года батюшка был награжден набедренником.

1 мая 1912 года отец Антоний был переведен к Входо-Иерусалимскую церковь Царевококшайского Богородице-Сергиева женского монастыря, где прослужил до сентября 1918 года. В 1914 году за усердную службу он был награжден скуфьей, в 1918-м к празднику Святой Пасхи — камилавкой. Не оставлял отец Антоний и преподавательской деятельности. С 22 сентября 1911 года он нес послушание законоучителя Кузнецовского двухклассного училища Министерства народного просвещения, с 1 сентября 1907-го по май 1912-го — Старо-Коминского земского училища, с 1 сентября 1912-го — Больше-Шигаковского и Ельнягинского земских училищ, Больше-Нолинской церковно-приходской школы, с 1 октября того же года — Медведевского двухклассного училища. В 1915 году при содействии батюшки в Ельнягинском училище из учащихся была организована трудовая дружина для уборки урожая в хозяйствах, где мужчин призвали в армию по мобилизации. Большим подспорьем в просветительских трудах отца Антония было знание им марийского языка, что применялось и в богослужебной практике, когда, начиная с 1913 года, в ходе Всенощных бдений и Литургий, некоторые возгласы священника звучали по-марийски. Клировые ведомости сообщают также о хорошем усвоении батюшкой катехизиса, способностях его к церковному пению и чтению при весьма хорошем и отличном поведении.

После революции октября 1917 года, принятия закона об отделении Церкви от государства обстановка изменилась. Используя недовольство крестьян политикой продразверстки, которое проявилось, в том числе, в 1918 году в ходе выступления в расположенной неподалеку от Царевококшайска деревне Княжна, большевики решили расправиться с представителями «чуждых» им сословий, проживавшими на территории Царевококшайского уезда. В результате действий властей отец Антоний был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, 11 сентября 1918 года, в день празднования Усекновения главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, принял мученическую кончину, был расстрелян и похоронен в одной из братских могил на территории города Йошкар-Олы.

Ю. Ерошкин