Сайт Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии

Челноков Иоанн, протоиерей

Протоиерей Иоанн Челноков

(11/23.12.1872–30.05.1938)

Иоанн Викторович Челноков родился 11/23 декабря 1872 года в селе Новые Параты Казанского уезда Казанской губернии и был седьмым ребенком в семье настоятеля местного Троицкого храма священника Виктора Феодоровича Челнокова. В 1887 году он окончил Казанское духовное училище и поступил в Казанскую Духовную семинарию, которую закончил 17 июня 1893 года по первому разряду при отличном поведении. Отец Иоанн и впоследствии не забывал о своей «альма-матер», в «Отчете о состоянии и деятельности Попечительства при Иоанно-Богословской церкви Казанской Духовной семинарии за 1907 год» сохранилась запись о том, что он пожертвовал 18 рублей 40 копеек на строительство семинарского храма.

После окончания семинарии И.В. Челноков был рукоположен во диакона, а 8 ноября 1893 года Высокопреосвященнейшим Владимиром (Петровым), архиепископом Казанским и Свияжским – во священника к Петропавловской церкви села Кузнецово Козьмодемьянского уезда. С самого начала служения здесь батюшка уделял особое внимание развитию образования, заведовал церковно-приходской школой в Кузнецово, преподавал в ней Закон Божий. 21 мая 1897 года за усердную службу отец Иоанн был награжден набедренником, несколько ранее, 20 декабря 1895-го, ему была объявлена благодарность за особое усердие в исполнении своих обязанностей. 20 декабря 1897 года за усердие и опытность в деле народного образования батюшка получил благодарность архиепископа Владимира (Петрова), а 31 декабря 1898-го за ревностное и усердное исполнение обязанностей по церковно-школьному делу удостоился благодарности епархиального училищного совета. 23 мая 1897 года отец Иоанн был пожалован темно-бронзовой медалью за участие в организации Всеобщей переписи населения, удостоился он и серебряной медали в память царствования императора Александра III.

19 января 1901 года иерей Иоанн Челноков был переведен к Троицкой церкви села Новые Параты Казанского уезда Казанской губернии. В окормляемый им приход входили 15 деревень, большинство населения были марийцами, часть из них придерживалась языческих верований. Более всего таких приверженцев было в деревнях Коновалово, Пондашево и Отымбал. В начале июня 1902 года крестьяне решили обратиться к своим языческим «богам» с просьбой о ниспослании дождя. Узнав об этом, отец Иоанн организовал крестный ход со святыми иконами на место языческого моления. По просьбе верующих он сначала совершил молебны по домам, а затем — в поле, стремясь таким образом рассеять заблуждения местного населения.

20–21 января 1910 года священник Иоанн Челноков принял участие в съезде духовенства марийских приходов Казанского и Царевококшайского уездов, проходившем в Седмиезерной пустыни для «обсуждения вопроса миссии среди черемис». Возглавлявший собрание владыка Никанор (Каменский) говорил о важнейшем значении проповеди среди марийцев на родном языке. Отец Иоанн  владел марийским, так как вырос в марийском селе, учился в начальной паратской земской школе вместе с марийскими детьми. Чтобы сделать Слово Божие доступным для своих прихожан, богослужения в паратском храме отец Иоанн совершал и на марийском.

Много сил отдавал батюшка просветительской деятельности. В приходе села Новые Параты действовали четыре земские школы (в Паратах, деревнях Бизюргуб, Китунькино, Коновалово), в 1909–1910 учебном году занятия в них посещали 183 мальчика и 24 девочки, а отец Иоанн нес послушание заведующего Коноваловской церковно-приходской школы и преподавал здесь Закон Божий. В период служения батюшки в Новых Паратах значительно вырос фонд церковной библиотеки, который к 1910 году насчитывал 872 тома. Среди периодических изданий здесь можно было найти «Православный собеседник», «Известия по Казанской епархии», «Церковные ведомости», «Благовестник», «Миссионерское обозрение», «Кормчий». Отец Иоанн возглавлял и приходское попечительство. В 1906 году под его руководством были произведены ремонт и покраска здания храма, расписаны стены.

Занимал батюшка и церковно-общественные должности. 5 февраля 1904 года он был избран окружным духовенством и впоследствии утвержден младшим помощником благочинного Казанского уезда¸ нес данное послушание до 11 сентября 1907 года, когда был назначен временно исполняющим обязанности благочинного, а затем, 6 ноября 1909-го – благочинным. 24 июня 1904 года за усердную и полезную службу отец Иоанн был награжден скуфьей, 30 июня 1910-го — камилавкой. Он также был отмечен бронзовым крестом, посвященным 300-летию Дома Романовых.

6 февраля 1913 года священник Иоанн Челноков был переведен к Троицкой церкви села Рождествено Лаишевского уезда Казанской губернии, где служил и в 1920-е годы, в 1920-м был представлен к награждению саном протоиерея. Церковно-общественные должности занимал отец Иоанн и в советское время. До 15 августа 1924 года он нес послушание благочинного и на новом месте, 24 марта того же года был избран членом президиума Лаишевского кантонного комитета епархиального управления, 30 декабря – членом окружного управления, 30 августа 1925-го утвержден председателем окружного управления. Подчинялось оно Казанскому епархиальному управлению (КЕУ) что свидетельствует об уклонении отца Иоанна и возглавляемого им прихода в обновленчество, в котором он впоследствии, несомненно, принес покаяние.

В советское время отец Иоанн пережил несколько арестов. Первый раз это произошло в 1918 году, батюшка обвинялся в контрреволюционной деятельности, но по постановлению Лаишевской ЧК 13 октября 1918 года был освобожден. По воспоминаниям внучки отца Иоанна, Н.Д. Аксеновой, в связи с занятием войсками Красной Армии Рождествена семья Челноковых вынуждена была покинуть село, дом их был разорен. Следующий арест батюшки произошел в 1928 (по другим данным — в 1929-м) году в Лаишеве, отец Иоанн ложно обвинялся «в организации дружины против советской власти», провел в узах два месяца, после чего был также освобожден. Затем он арестовывался органами ОГПУ за контрреволюционную деятельность в 1932 году, но осужден также не был.

Несколько позже, примерно в 1933 году, протоиерей Иоанн Челноков вернулся в Новые Параты и стал служить в местной церкви, в которой в свое время подвизались его дед, священник Павел Вишневецкий, строивший храм, и отец. В условиях гонений за веру батюшка призывал прихожан не отходить от Бога и Его Церкви, противился деятельности местного кружка безбожников, побуждая к тому же и паству, благословил сбор средств на ремонт здания церкви, предупреждая, что иначе храм могут закрыть. Труды отца Иоанна на ниве Христовой были отмечены священноначалием, в 1934 году он был награжден правом ношения палицы. Паратский приход входил в состав Марийского викариатства Горьковской епархии, а с марта 1934-го — в Марийскую епископию и подчинялся поочередно епископам Авраамию (Чурилину), Варлааму (Козуле), Леониду (Антощенко).

В жизни паратской религиозной общины было немало скорбей. Осенью 1933 года с церковной колокольни были сброшены колокола. По воспоминаниям очевидцев, «отец Иоанн и матушка Мария Аполлоновна стояли на крыльце. Когда сбросили самый большой колокол (праздничный), то он упал на землю, сорвав крыльцо храма. Он не разбился, а наполовину вошел в землю. Отец Иоанн сделал шаг назад, и было слышно, как он произнес: «Господи». А на его глазах были слезы...».

27 августа 1935 года протоиерей Иоанн Челноков был арестован Звениговским районным отделом НКВД за неуплату налогов в сумме 427 рублей, а после частичного перечисления денег был освобожден. Батюшка был обложен непомерно высоким подоходным налогом и в дальнейшем. В заявлении в Горьковский краевой исполком 7 октября того же года он писал: «Вот уже два года я хлопочу безрезультатно о снижении с меня чрезмерного подоходного налога в 827 рублей 50 копеек, чего, я думаю, нет во всей Марийской республике». В ноябре 1935-го секретарь комиссии по вопросам культов при Марийском областном исполкоме писала в Горьковский краевой исполком, что «жалоба служителя культа села Новые Параты Звениговского района Челнокова И. рассмотрена в Облфо 16 октября 1935 года, ходатайство удовлетворено».

30 сентября 1937 года отец Иоанн был арестован вновь и ложно обвинялся в агитации против колхозного строительства, государственного займа, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти (статья 58–10 УК РСФСР). На единственном допросе, состоявшемся в день ареста, своей вины батюшка не признал, 8 октября тройкой НКВД по МАССР был приговорен к десяти годам заключения.

Протоиерей Иоанн Челноков отбывал наказание в Локчимских лагерях Коми АССР, куда прибыл 31 октября 1937 года этапом из Горького. Семья долгое время была в неведении о его судьбе, но затем все разъяснилось. Н.Д. Аксенова вспоминает: «Дед был очень близорук. Очки у него отобрали, поместили среди уголовников, которые отнимали его пайки. Бабка с мамой собрали посылку. Она вернулась обратно. Дед умер. Сосед по нарам сообщил о его кончине. Официального уведомления не было».

По имеющимся сведениям, в заключении батюшка трудился в качестве разнорабочего, согласно лагерной характеристике к работе относился хорошо и честно. Скончался протоиерей Иоанн Челноков 30 мая 1938 года на 2-м лесопункте 2-го отделения Усть-Немского участка Локчимлага, точное место его погребения в настоящее время не известно.

Ю. Ерошкин

использованы материалы книги М.М. Михайловой

«Храм Димитрия Солунского и паратская земля», исследовательской работы учащихся Большепаратской средней общеобразовательной школы В. Николаевой и В. Малининой «Протоиерей Иоанн Челноков (1872–1938 гг.) – заступник благочестия в Паратском приходе».