Черкасов Димитрий, протоиерей

Протоиерей Димитрий Черкасов

(1843–…)

Димитрий Порфирьевич Черкасов родился в 1843 году в городе Казани в семье диакона. 15 июля 1864 года он окончил по первому разряду Казанскую Духовную семинарию, 18 октября того же года был рукоположен во священника к церкви святителя Петра, митрополита Московского села Петровское Царевококшайского уезда. В последующие годы батюшка служил в Покровском храме села Кумья (19.07.1866–19.01.1868), Спасо-Преображенской церкви села Кожважи (19.01.1868–12.10.1874), Михаило-Архангельском храме села Чемеево Ядринского уезда (12.10.1874–12.03.1889), Воскресенском соборе города Царевококшайска (12.03.1889–27.11.1896), где был настоятелем. С 27 ноября 1896 года отец Димитрий находился за штатом по болезни, а с 1897-го служил в Смоленско-Димитриевской церкви города Казани.

Помимо служения в храме Божием батюшка занимал должности законоучителя и учителя Чемеевской церковно-приходской школы (1875–1878), законоучителя Чемеевской земской школы (1875–15.03.1889), законоучителя и заведующего Ниськасинской церковно-приходской школы (1885–15.03.1889), члена благочиннического совета (1870–1889), депутата от духовенства по духовно-учебным делам (1879–1884), помощника благочинного 2-го Козьмодемьянского благочиннического округа (1879–1881), помощника благочинного 1-го благочиннического округа Ядринского уезда (1881–1888), председателя приходского попечительства Спасо-Преображенской церкви села Кожважи (1869–1874) и попечительства при Михаило-Архангельском храме села Чемеево (187515.03.1889), помощника миссионера по Ядринскому уезду (1885–1888), гласного в Ядринском земском собрании (1883–15.03.1889), следователя по судебным делам духовенства 1-го благочиннического округа Ядринского уезда (1888–15.03.1889), председателя уездного Царевококшайского комитета по сбору пожертвований в пользу нуждающегося населения (с 10.09.1891), члена уездного Царевококшайского попечительства общества Красного креста (с 1891), члена благотворительного Царевококшайского уездного комитета (с 1891), директора Царевококшайского попечительского общества о тюрьмах (с 12.04.1889), законоучителя Царевококшайского городского двухклассного училища (с 4.05.1889), благочинного 1 округа Царевококшайского уезда (15.03.1889–25.10.1896), законоучителя Медведевского и Вараксинского сельских училищ (с 8.05.1889), председателя Царевококшайского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета (04.1889–1896), члена Царевококшайского уездного училищного совета (с 21.12.1889), законоучителя школы Братства святителя Гурия при Царевококшайском Богородице-Сергиевом женском монастыре (с 28.01.1891) и Гомзовского женского земского училища (с 1895), преподавателя Закона Божия в Царевококшайской воинской команде (с 04.1891), депутата от духовного ведомства в уездном земском собрании (с 1892) и в собрании уполномоченных от города (с 1893). Такой обширной деятельности батюшки способствовало хорошее знание им марийского и чувашского языков.

Служение отца Димитрия было неоднократно отмечено церковными и светскими властями: за усердие и попечительство о церкви села Чемеево он удостоился архипастырского благословения (9.04.1876), в дальнейшем был награжден набедренником (11.05.1877), скуфьей (21.07.1882), камилавкой (29.04.1886), наперсным крестом (31.05.1893), орденом святой Анны 3-й степени, серебряной медалью в память императора Александра III, 15 марта 1889-го был возведен в сан протоиерея. За усердное преподавание Закона Божия в Чемеевском сельском училище Ядринским уездным земским собранием батюшке была выражена благодарность (20.12.1887), за прилежные занятия в Ниськасинской церковно-приходской школе — благодарность Казанского епархиального училищного совета (15.01.1888), за ревностную и усердную проповедническую деятельность — архипастырская благодарность (16.02.1889), за ревностную заботливость по сбору пожертвований на расширение теплого и украшение холодного приделов церкви села Чемеево — благословение Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты (27.07.1889).

О жизни отца Димитрия в начале XX века известно не много. Последнее обнаруженное упоминание о служении его в Смоленско-Димитриевской церкви города Казани относится к 1904 году, дальнейшая судьба батюшки в настоящее время не известна.