Чурилин Авраамий, епископ
Епископ Авраамий (Чурилин)
(20.08./2.09.1875–13.01.1938)
Адриан Алексеевич Чурилин родился 20 августа/2 сентября 1875 года в селе Морки Царевококшайского уезда Казанской губернии, 22 августа/4 сентября был крещен священником Василием Преображенским в местном Богоявленском храме. В возрасте четырнадцати лет, в 1889 году, будущий архипастырь был отдан на воспитание в Иоанновский монастырь города Казани, а в 1890-м поступил в Казанскую учительскую семинарию. С 15 августа 1894 года Адриан Чурилин нес послушание учителя пения в школе Братства святителя Гурия при Сурском Михаило-Архангельском мужском монастыре, располагавшемся в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии. Его музыкальные способности были отмечены — 1 сентября 1895 года директором Казанской учительской семинарии Н.А. Бобровниковым для пополнения знаний он был направлен в московское Синодальное училище церковного пения, где обучался до 1 октября 1896 года, а затем, до 28 января 1900-го, работал учителем пения в московском Харитоньевском начальном училище и Долгоруковском ремесленном училище.
В феврале 1900 года А.А. Чурилин был принят на должность псаломщика в казанский кафедральный Благовещенский собор, 27 февраля того же года рукоположен во диакона, 7 июня переведен к Духосошественской церкви города Казани, 14 сентября назначен протодиаконом в казанский Спасо-Преображенский женский монастырь, с 1 ноября служил в Феодоровском женском монастыре, с 27 июля 1901-го — в Крестовоздвиженской церкви при Казанском университете, с 8 октября 1903-го — вновь в Благовещенском соборе Казани. Вскоре судьба отца Адриана изменилась. После кончины супруги Екатерины Кондратьевны 23 февраля 1905 года он вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры Московской епархии, 15 апреля 1907-го был переведен в Почаевскую Свято-Успенскую лавру Волынской епархии, где 7 июня того же года пострижен в монашество с именем Авраамий, а 10 июня возведен в сан архидиакона. В качестве послушания ему было определено место заведующего лаврским архиерейским хором, что свидетельствовало и о его музыкальных дарованиях. 5 мая 1909 года архидиакон Авраамий был переведен в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга, 6 мая награжден орденом святой Анны третьей степени, 13 марта 1912-го назначен на должность уставщика Лавры, 17 января 1917-го — ризничим и членом ее Духовного собора.
25 февраля 1917 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга архидиакон Авраамий (Чурилин) был рукоположен во иеромонаха. Хиротонию совершил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх. На следующий день митрополитом Санкт-Петербургским Питиримом (Окновым) в Крестовой церкви митрополичьего дома отец Авраамий был возведен в сан архимандрита. Наряду с исполнением монашеских обязанностей, совершением богослужений батюшка имел и другие ответственные послушания: с 4 августа 1917-го по 15 февраля 1918 года был помощником председателя временного присутствия Духовного собора Лавры, с 21 декабря 1917-го по 27 января 1918-го — настоятелем Лавры в должности наместника, с марта 1918-го по сентябрь 1919-го — членом хозяйственного управления монастыря, с 22 февраля 1920-го — членом приходского совета лаврских церквей. В начале июля 1917 года в связи с возможностью наступления немецких войск на Петроград в Синоде был поднят вопрос о вывозе из города мощей святого благоверного князя Александра Невского, хранившихся в Лавре. В происходивших в связи с этим освидетельствовании и переоблачении мощей вместе с архиепископами Сергием (Страгородским) и Вениамином (Казанским), епископами Прокопием (Титовым) и Серафимом (Лукьяновым) принял участие и архимандрит Авраамий (Чурилин). После переоблачения святые мощи были помещены в кипарисовый ящик, изготовленный на средства отца Авраамия. Сохранились воспоминания и о музыкальных дарованиях батюшки: «Александро-Невская Лавра! Монахи — …изумительно-отчеканенные дикции, чтецы непревзойденные! Собраны со всей России. Очень редкие голоса, абсолютные октавы! А священник Авраамий (Чурилин)! <…> Он славился своим голосом, он был выше Шаляпина. А когда он читал Евангелие — это было что-то неземное, бархатный бас и дикция Авраамия. <…> А какое пение было в Лавре! Нигде не было такого. Какие таланты собрались! Кто там только ни был! Сколько там было прозорливых старцев, святителей! Как будто вся сила монашеского духа, что была тогда на Руси, собралась в Лавре. Очень многие в Лавре закончили свою жизнь мученически».
В 1922 году, помимо Александро-Невской лавры, отец Авраамий совершал богослужения и в Иоанновском монастыре Петрограда, где был погребен святой праведный Иоанн Кронштадтский, которого батюшка почитал. В конце того же года Лавра была захвачена обновленцами, взгляды которых на устроение Церкви, богослужение и общественную жизнь архимандрит Авраамий решительно отверг. 5 декабря 1922 года епископ Петергофский Николай (Ярушевич) подписал документ об увольнении батюшки в отпуск за пределы Петроградской епархии, в январе 1923-го отец Авраамий уехал в Рязань, около полутора лет не служил на приходах, совершая богослужения на дому. В 1924 году батюшка поехал на прием к Патриарху Тихону и встретил там делегацию верующих города Коврова Владимирской епархии, просивших себе священника. Оказавшийся здесь же епископ Владимирский и Звенигородский Николай (Добронравов) по благословению Патриарха определил отца Авраамия в город Ковров, где батюшка прослужил около двух лет.
В феврале 1926 года архимандрит Авраамий (Чурилин) был вызван митрополитом Сергием (Страгородским) в Нижний Новгород и 7 марта рукоположен во епископа Сызранского, викария Ульяновской епархии. Данную кафедру Владыка занимал до 10 мая 1928 года, затем находился на покое, 2 октября того же года был назначен епископом Нолинским, викарием Вятской епархии, 18 октября уволен на покой, а 2 ноября определен епископом Скопинским, викарием Тульской епархии. Несмотря на небольшой срок служения в Скопине, Владыка пользовался у верующих глубоким уважением, оставление им епархии в 1930 году было встречено паствой с печалью.
16 июля 1930 года епископ Авраамий (Чурилин) направил митрополиту Сергию (Страгородскому) письмо следующего содержания: «С глубокой скорбью вынуждаюсь ходатайствовать пред Вашим Высокопреосвященством о снятии с меня послушания по управлению вверенным моему недостоинству Скопинским викариатством Тульской епархии с увольнением на покой вследствие болезненного состояния моего, а также отсутствия возможности выплачивания государственного подоходного налога, значительно превышающего действительную сумму получаемых на мое содержание добровольных пожертвований». 30 июля того же года митрополит Сергий и временный при нем Патриарший Священный синод приняли решение: «Преосвященного Скопинского Авраамия, викария Тульской епархии, уволить на покой согласно прошению».
Владыка жил в городе Скопине до осени 1931 года, а по другим данным был арестован летом 1930-го и приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Марийской автономной области. Так спустя почти сорок лет Владыка вернулся на родину, где ему также суждено было исполнять архипастырские обязанности — 29 сентября 1931 года он был назначен епископом Марийским, викарием Нижегородской епархии. При его официальной регистрации в 1933 году в Горьковском крайисполкоме отмечалось, что деятельность марийского епископа распространялась на Звениговский, Горномарийский, Йошкар-Олинский, Мари-Турекский, Моркинский, Ново-Торьяльский, Оршанский, Сотнурский и Юринский районы. Проживал Владыка неподалеку от Вознесенского храма города Йошкар-Олы по адресу улица К. Маркса, дом 10.
20 марта 1934 года на заседании с участием заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и временного при нем Патриаршего Синода было решено считать Марийскую епархию самостоятельной в статусе епископии, входившей в состав Горьковской митрополии. Таким образом, владыка Авраамий обрел новый титул – епископ Марийский, под его началом находилось около девяноста приходов. Гонения на Церковь усиливались, закрывались храмы, арестовывались священнослужители. 29 сентября 1934 года митрополит Горьковский Евгений (Зернов) направил на имя Владыки письмо, обращенное к духовенству, приходским советам и верующим Марийской епархии. В нем, в частности, говорилось: «В целях сохранения мирного течения жизни церковной среди приходских общин верующих я призываю вас принять все меры к тому, чтобы мир церковной жизни не был нарушен какими-либо недоразумениями и протестами … против законных распоряжений гражданской власти относительно снятия колоколов с колоколен церквей. … Пастыри и верующие должны ясно понимать и знать, что вера православная совершенно в своей сущности и основах не связана со звоном колоколов, и наше богослужение может обходиться, как и обходилось в Первенствующей Церкви Христианской, без колокольного звона, который является украшением Богослужения…, но не той неотложной необходимостью, без которой нельзя обойтись или обходиться верующим.
Самый дорогой в Церкви Христовой звон — это благовествование Евангельской веры, любви и мира, о котором Церковь ежедневно молится, прося «мира всему миру» и «Ангела мирна, хранителя душ и телес наших» — каждому верующему. Об этом мире все мы должны помнить и этот мир все мы должны всемерно поддерживать и хранить».
В связи с этим обращением 20 октября 1934 года епископ Авраамий направил духовенству и пастве следующее послание: «Вследствие того, что в состав Горьковской митрополии входит и Марийская епархия, вышеприведенное обращение Высокопреосвященнейшего Митрополита Горьковского считаю обязательным для духовенства Марийской епархии к оглашению содержания сего обращения верующим прихожанам, а также к руководству по разъяснению своим пасомым о необходимости безусловного подчинения распоряжению гражданской власти и сохранения со стороны верующих мира и тишины при снятии с колоколен приходских храмов церковных колоколов на нужды государства. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1 Кор.1,3). Авраамий, епископ Марийский».
Конечно, такое решение было отражением стремления сохранить возможность совершать в храмах богослужения и вести приходскую жизнь, что, в свою очередь, должно было способствовать просвещению местного населения, сохранению и укреплению в людях веры, возвращению отпавших в лоно Церкви. Положение на приходах, духовная жизнь верующих, их нравственное состояние — вот что волновало епископа Авраамия прежде всего. Об этом свидетельствует и одно из его писем, составленное 21 апреля 1935 года и адресованное архимандриту Серафиму (Павловскому), проживавшему в то время в селе Ежово: «Убедительно прошу Ваше Высокопреподобие принять на себя труды временно послужить вместо болящего о<тца> протоиерея Александра Альпидовского в церкви села Нурмы Йошкар-Олинского района и тем доставить великое утешение верующим прихожанам в наступившие Великие дни Страстной недели и Святой Пасхи. Божие благословение буди с Вами! Богомолец Ваш, епископ Марийский Авраамий».
Владыка пользовался среди верующих уважением и любовью, многие почитали его как праведника. В мае 1934 года с прошением к епископу Авраамию обратилась община церкви Рождества Христова с. Арда Горномарийского района МАО. Приведем этот трогательный документ полностью: «От имени религиозных общин и церковного совета к тебе Владыко прибегаем и тебя мы просим о ходатайстве перед Исполнительным комитетом Маробласти. Найди и нам правду, заступись за нас и отцов и матерей наших и за наш православный храм.
Владыко! Несправедливость мы видим, чувствуем за себя отцов и матерей наших и видим поругание святого нашего храма. Перед святым нашим алтарем, на могилах наших матерей и отцов вздумала местная власть в лице председателя сельсовета, комсомольской ячейки и учителей 20 мая 1934 года сделать субботник. Пришли на кладбище, стали ломать и кидать кресты и памятники и разравнивали могилы, никого не спрашивая, ни муниципального персонала, ни церковного совета, ни религиозных общин. Никто, ничего не зная, пришли, разбросали кресты. И думали устроить сад, место увеселения, гуляния, и поставить будку для пивной. Стирают с лица земли могилы, ломают кресты, памятники над ними, заставляют нас забыть родных наших, зная хорошо, что везде и всюду даже партийные люди и те над своими усопшими братьями ставят памятники и отводят свои места погребения. Говорят, что это будто «буржуйское», кулацкое кладбище.
Мертвых не судят, и никому кроме Христа нашего Бога судить их не дано. Мы знаем, что на наших кладбищах мы хоронили наших отцов и матерей и детей, и похоронили несколько священнослужителей, мы хоронили людей и знали, что мертвые сраму не имут. Бог хотел обмиловать Содом и Гоморру, если там найдется хоть один праведник — помилуйте и спасите от поругания могилы наших отцов, защитите наш алтарь и упросите Господа и Бога и творящих это дело, чтобы они кончили думать это дело, перед окнами нашего святилища устраивать пивные заведения и гульбища.
Владыко! Заступись! С имеющими власть разберись, правы ли мы, отстаивая свой храм и могилы отцов. Помолись за нас Богу и не допусти своим заступничеством осквернение нашего храма. Прими это прошение к своему сердцу и поспеши утешить нас, твоих детей. Твои грешные рабы, православные христиане Христорождественской церкви с. Арда».
Среди архивных документов к настоящему времени не найдено сведений о том, как отреагировал епископ Авраамий на это послание. Но, несомненно, то, что его истовое служение Богу и ближнему вызывало неудовольствие властей. 23 мая 1935 года Владыка был арестован и помещен во внутреннюю тюрьму НКВД. Обвинение предъявлялось по статье 58-10 УК РСФСР, что в данном случае означало «пропаганду контрреволюционных монархических идей», устроение «тайных собраний верующих в честь монархистов-погромщиков» (имелись в виду отслуженные Владыкой панихиды по отцу Иоанну Кронштадтскому), призывы к молитве «о гибели советской власти» (так был расценен новогодний молебен, состоявшийся 14 января 1935 года, и отслуженный в Вознесенском храме Йошкар-Олы по дореволюционному чину).
На допросах 23 и 26 мая, 20 июля, 17 августа 1935 года, очных ставках 7 и 17 августа своей вины в контрреволюционной деятельности Владыка не признал, заявив о своей лояльности к советской власти, о том, что «новогодний молебен служился исключительно потому, чтобы отблагодарить Бога за прошедший год и попросить благословение Божие на предстоящий новый год», что «Иоанна Кронштадтского я считал и считаю великим подвижником благочестия и молитвенником. В эти панихиды я призывал верующих, наряду с поминовением Иоанна Кронштадтского, молиться и за своих умерших родственников».
16 ноября 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР епископ Авраамий (Чурилин) был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. О дальнейшей судьбе Владыки известно немного. Он отбывал ссылку в Архангельске, где был вновь арестован 15 декабря 1937 года. В ходе следствия епископ Авраамий категорически отверг все обвинения в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации, предъявлявшиеся ему, и 4 января 1938 года был приговорен тройкой УНКВД по Архангельской области к расстрелу. Приговор привели в исполнение 13 января 1938 года, точное место погребения Владыки в настоящее время не известно.
Ю. Ерошкин