Малов Евфимий, протоиерей

Протоиерей Евфимий Малов

(23.01.1835–10.03.1918)

Протоиерей Евфимий Малов

Протоиерей Евфимий Малов — один из известнейших священнослужителей Казанской епархии второй половины XIX — начала XX века. В научных библиотеках страны хранятся научные труды, миссионерские дневники этого блестящего знатока арабского, татарского и еврейского языков, специалиста по этнографии народов Поволжья. Работы отца Евфимия связаны и с историей Православия в Марийском крае, являются ценнейшим источником в деле изучения церковной жизни на марийской земле.

Евфимий Александрович Малов родился 23 января 1835 года в селе Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священнослужителя. После окончания Симбирской Духовной семинарии он перебрался в Казань, где успешно окончил в 1862 году Духовную академию. В 1862–1863 годах Е.А. Малов нес послушание преподавателя Казанской Духовной семинарии, а затем, в 1863 году, был переведен в Академию, где преподавал татарский и еврейский языки. С 1865 года Евфимий Малов занимал должность профессора на кафедре еврейского языка, в 1868-м ему было присвоено звание экстраординарного профессора.

С конца 60-х годов XIX века ученые труды Е.А. Малова вдохновлялись его священническим служением. В 1869 году он был рукоположен во священника к Богоявленской церкви города Казани, в 1881-м возведен в сан протоиерея, в 1886-м переведен в казанский Благовещенский кафедральный собор. Кроме священнического служения батюшка проходил различные должности по церковно-административной службе.

Не оставил отец Евфимий и трудов преподавательских. В 1870–1884 годах он нес послушание заведующего кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии Казанской Духовной академии, в 1884–1912-м являлся профессором на противомусульманском отделении по кафедре татарского языка, этнографии тюркских народов и распространения христианства в Азии, где преподавал татарский язык, этнографию тюркских и финно-угорских народов. Отец Евфимий обладал редким миссионерским талантом и своим трудом способствовал укреплению веры в сердцах многих казанцев и жителей губернии. Неслучайно его характеризовали как человека, созданного «для практического миссионерства», «историка миссии и искусного наблюдателя нравов, умственных и религиозных понятий».

Большой интерес с самых первых лет работы в Академии батюшка проявил к изучению этнографии народов Поволжья. Многочисленные наблюдения за их бытом, полученные во время поездок по уездам Казанской губернии, стали для ученого тем фундаментом, который лег в основу его этнографических исследований. Видя смысл своей жизни в христианской миссии, протоиерей Евфимий оставил потомкам ряд важных трудов, в которых показал пути защиты Православия в собеседованиях с представителями других религий, в первую очередь с исламом. Батюшка написал целую серию научных и практически ценных для миссии работ, среди которых «Об Адаме по учению Библии и Корану — беседы с муллой», «Моисеево законодательство», целый ряд сочинений по истории миссии. При участии отца Евфимия издано около двадцати пяти выпусков «Миссионерского противомусульманского сборника», в 1867 году он был одним из основателей Братства святителя Гурия, в 1883–1895 годах являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии». Крещеные татары почитали его как своего духовного отца, уважали его и некрещеные как «доброго муллу православного».

Подвизаясь на поле практической миссии, отец Евфимий обратил много лиц из иудейства, ислама и язычества в лоно Православной Церкви. О его высоком уровне знаний в области богословия, истории и ряда других наук, высокой степени ораторского мастерства, убежденности в правоте своего дела, свидетельствует интересное событие, которое вызвало заметный резонанс в жизни мусульманского сообщества Казани конца XIX века. В 1891 году шакирд Апанаевского медресе Сахиб Гирей Ахмеров (1858–1900) был крещен как Павел Николаевич. Переходу муллы в Православие предшествовали знакомство и продолжительные дискуссии на духовные темы с отцом Евфимием, в ходе которых Ахмеров радикально пересмотрел свои взгляды. После крещения он вошел в состав преподавателей КазДА, где с 1892 года преподавал арабский язык.

Протоиерей Евфимий Малов был известен и как видный церковный археолог и историк. Именно ему принадлежала идея систематизированного изучения истории церквей и монастырей Казанской епархии, батюшкой был издан ряд интересных трудов, в числе которых стоит отметить такие работы как «Раифская Богородицкая пустынь Казанской епархии. Историческое описание», «Историческое описание церквей города Казани», «Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние», «Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря 1614 года», «Мироносицкая пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ее состояние», «Малоюнгинская пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ее состояние», «Несколько слов к истории Малоюнгинского монастыря». Все эти труды представляют значительный интерес для интересующихся историей Православия в Поволжье и Марийском крае.

Труды отца Евфимия были отмечены как церковными, так и государственными наградами. Вот что писали в публикации к 50-летию деятельности батюшки в Казанской губернии «Известия по Казанской епархии»: «Являя собой цельный, редкий ныне тип верующего ученого, глубоко любящего и веру, и науку, смиренно и беззаветно преданного Матери-Церкви, юбиляр известен всему Казанскому краю своими высоко-христианскими качествами души, удивительным смирением, безграничною добротою, приветливостью и благодушием». Скончался протоиерей Евфимий Малов 25 февраля/10 марта 1918 года и был погребен на Арском кладбище Казани. Могилка его почитаема верующими и поныне.

Ю. Ерошкин

Использованы книги

Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Монастырская колонизация марийского Поволжья. Йошкар-Ола,2000; Елдашев А. Арский православный некрополь. Казань,2007;

Татарская энциклопедия: В 6 т. Казань,2008.Т.4.

Фото с сайта http://www.raifa.ru