Фурзиков Илия, священник

Священник Илия Фурзиков

(12/25.07.1900–9.05.1941)

Илия Иванович Фурзиков родился 12/25 июля 1900 года в селе Великополье (Ернур) Яранского уезда Вятской губернии (ныне – Оршанский район Республики Марий Эл) в семье крестьян Иоанна Егоровича и Параскевы Ивановны Фурзиковых. Крещен он был в день рождения в Богоявленской церкви села Великополье, Таинство совершил священник Николай Упшинский.

В 1914 году И.И. Фурзиков окончил Ернурское двухклассное сельское училище, к 1916-му проживал в качестве послушника в Вятском Свято-Успенском мужском монастыре, 6 сентября того же года был определен псаломщиком к храму Рождества Христова села Пектубаево. В послереволюционное время, 22 июня 1919 года, он был мобилизован в Красную армию, в течение года служил в 10-м запасном батальоне, а затем 8 месяцев в составе 20-й роты 5-го отдельного нового рабочего батальона. 26 апреля 1921 года И.И. Фурзикову по болезни был предоставлен месячный отпуск, затем дана трехмесячная отсрочка. В этот период он занимал должности делопроизводителя Ернурского волостного отдела народного образования (с 23.05.1921) и секретаря Ернурского потребительского общества (с 9.07.1921), а затем, вследствие отсутствия опытных работников, решением от 6 сентября 1921 года был оставлен в Великополье в должности делопроизводителя отдела образования.

После демобилизации И.И. Фурзиков вернулся к церковному служению, в 1922 году был рукоположен во диакона, в 1923-м – во священника к Богоявленской церкви села Великополье. 22 июня 1925 года он направил в военный отдел Оршанского кантонного исполнительного комитета заявление, в котором просил снять его с учета «ввиду переезда моего в пределы Новоторъяльского кантона, в село Русский Кадам». Таким образом, с июня 1925-го по 1928 год отец Илия совершал богослужения в кадамском Сретенском храме, а затем был переведен к Спасской церкви села Матвинур. Труды батюшки были неоднократно отмечены епархиальным начальством: 9 апреля 1930 года к празднику Святой Пасхи епископом Яранским Серафимом (Трофимовым) он был награжден скуфьей, 31 августа 1931-го за примерное поведение и полезное служение Церкви Божией — камилавкой.

Матвинурский период, продолжавшийся около десяти лет, является наиболее известным в жизни отца Илии. «Добрый был батюшка. Больно уж ласковый к народу, проповеди говорил долго. Руки на подрясник сложит, рукой не махнет. … Говорили ему коммунисты: «Фурзиков, снимай с себя духовный сан. Мы тебе дадим самую лучшую работу, только отвернись от религии». — «Нет, — отвечал он»».

Последним местом служения священника Илии Фурзикова стала Покровская церковь города Советска Кировской области, куда он был переведен архиерейским указом от 9 ноября 1937 года. После регистрации 8 декабря в органах власти батюшка приступил к исполнению пастырских обязанностей на новом приходе, помогал ему на богослужениях псаломщик Николай Зубарев, проживал отец Илия по адресу улица Изергина, дом 6. 18 июля 1938 года он был арестован, ложно обвинялся в антисоветской агитации и участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР), на допросах 20 июля и 1 октября своей вины не признал. После полутора лет пребывания в заключении, 23 января 1940 года, решением Кировского областного суда батюшка был освобожден за отсутствием состава преступления. Однако в том же году, 20 ноября, по протесту прокурора Верховный суд РСФСР направил дело на новое рассмотрение и 24 декабря отец Илия был вновь арестован. По воспоминаниям верующих, когда батюшку везли на телеге из Санчурска в Яранск «в Матвинуре сбежалась толпа народу. Многие плакали. Одна из женщин сунула в руки батюшке большой пирог. Но милиционер вышиб пирог из его рук и втоптал в грязь. И вроде даже ударил женщину наганом в ухо так, что та упала». В Санчурской тюрьме отец Илия вынес две голодовки по пятнадцать дней. «Его с чайной ложечки откармливали, но батюшка знал — это его последний бой: за жену-страдалицу, за сына Вадима, которого поносили, не давая учиться, за весь народ». В заключении отец Илия простудился, скончался он 9 мая 1941 года, находясь на лечении в яранском туберкулезном диспансере. Похоронили батюшку тайком, ночью, на санчурском кладбище.

По свидетельству верующих, в последние перед смертью дни отцу Илие говорили: «А ведь умрешь ты, и похоронят тебя неотпетого. И могилу твою знать не будут». Батюшка на это ответил: «Меня отпоет матвинурская церковь, где я служил». И действительно, в 1941 году сорок дней в закрытом храме совершались богослужения, начинавшиеся в 4-5 часов утра. Верующие вспоминали: «...Вдруг послышались шаги по церкви, и запахло как вроде ладаном и стало слышно, что кадят. А вскоре раздалось пение. Так как всей службы я не знала, то хорошо запомнила, что пели «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи!», «Верую» и «Отче наш». Хорошо был слышен плач ребенка в то время, когда должны были причащать. ... У нас, у молодых, в то время слух был что надо, и хорошо все было понятно. Служба закончилась в 10–11 часов. … Милиционеры вначале отгоняли народ, а потом и сами поднялись к решеткам окон и прослушали всю службу». Такое свидетельство не являлся единичным. Говорят, даже совещание власти «на местном уровне проводили, комиссию избрали, чтобы сходила, послушала. И ходила. И слышала. И церковь открывала. И убедилась, что там никого нет. А пение доносилось. И так продолжалось 40 дней. А после … пение прекратилось. И паломничество к храму — тоже».

Когда после войны, власти разрешили открыть матвинурскую церковь, то «с вечера там лежала вся грязь, что скопилась за шесть лет. А когда пришли утром — все было вымыто. Это было сверх всяких сил человеческих. Кто навел порядок, так никогда и не открылось». Могилка отца Илии на Санчурском кладбище почитаема верующими и поныне.

Ю. Ерошкин

использованы данные, предоставленные Н. Кропиновым,

комиссией по канонизации святых Яранской епархии,

материалы сайта rusvera.mrezha.ru

фото  предоставлено протоиереем Романом Россохиным