Громов Сергий, протоиерей
Протоиерей Сергий Громов
(17.09.1862–18.05.1943)
Сергий Гавриилович Громов родился 17 сентября 1862 года в деревне Мятиково Пайгусовской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. 18 июня 1881 года он окончил Казанскую учительскую семинарию, в последующее время работал учителем Шурминского министерского двухклассного училища (1.09.1881–15.09.1882) и Старо-Торъяльского земского училища (15.09.1882–1.01.1887) Уржумского уезда. 7 января 1887 года епископом Вятским и Слободским Макарием (Миролюбовым) в городе Вятке С.Г. Громов был рукоположен во священника, служил в церкви Казанской иконы Божией Матери села Старый Торъял (7.01.1887–18.12.1891), Троицком храме села Токтай-Беляк (18.12.1891–13.09.1901), Свято-Никольской церкви села Куженер (13.09.1901–6.07.1904), храме Казанской иконы Божией Матери села Мари-Турек (6.07.1904–17.02.1908), Троицкой церкви села Салобеляк (17.02–29.06.1908), Богоявленском храме села Великополье (29.06.1908–4.03.1921), Знаменской церкви села Цекеево (Знаменское) (с 4.03.1921).
Помимо служения в храмах Божиих батюшка нес послушание законоучителя Кугенерской церковно-приходской школы (2.10.1887–1.01.1892), Кукмаринской миссионерской школы (25.09.1891–1.02.1892), Токтай-Белякской церковно-приходской (1.02.1892–1.09.1901) и женской (25.10.1892–1.09.1901) школ, Куженерской женской церковно-приходской школы (15.09.1898–6.07.1904), Басалаевской (15.09.1901–30.08.1904), и Манкинерской (30.08.1904–25.09.1906) земских школ, Черемисско-Турекской двухклассной министерской (30.08.1904–1.03.1908) и церковно-приходской (6.09.1904–1.03.1908) школ, Куптинской земской школы (30.08.1904–1.03.1908) Уржумского уезда, Пуяльской земской школы (9.10.1911–8.08.1912), Великопольской министерской двухклассной школы (с 11.08.1908), Старо-Крещенской церковно-приходской школы (с 15.09.1909), Кердовской миссионерской школы (с 15.09.1909), Старосельской земской школы (с 7.09.1913) Яранского уезда. Наряду с преподавательской деятельностью батюшка в разное время заведовал Ружбелякской, Царанурской, Больше-Шокшемской, Больше-Чашкояльской, Китни-Мучашской, Больше-Китнинской школами грамоты, Куженерской воскресной школой.
Отец Сергий был известен в Вятской епархии и миссионерскими трудами. С 1891 года он состоял членом Миссионерского общества, занимал должности марийского инородческого миссионера Уржумского (16.08.1891–1.03.1908) и Яранского (3.03.1908–1916) уездов, принял активное участие в строительстве Куженерской женской монашеской общины, преобразованной в 1910 году в Куженерский Свято-Никольский женский монастырь. Батюшка перебрался из Токтай-Беляка в Куженер 13 сентября 1901 года, помогал будущей настоятельнице обители монахине Людмиле (Холманских) полезными указаниями при строительных работах, в деле нахождения помощников и благотворителей, ревностно трудился в церковно-приходской школе. Отец Сергий и его супруга Татиана Петровна взяли на полное содержание 20 марийских девочек, число учащихся в этот период значительно увеличилось. Под управлением Т.П. Громовой действовал школьный хор, который исполнял песнопения на Всенощном бдении и Литургии, чередуясь с хором насельниц общины. Ревностное служение в неблагоустроенном в то время куженерском храме подорвало здоровье батюшки, после чего он был переведен в Мари-Турек.
Труды отца Сергия на ниве Христовой были отмечены как церковными, так и светскими наградами — набедренником (15.04.1896), скуфьей (25.03.1898), камилавкой (18.04.1903), наперсным крестом (6.05.1910), саном протоиерея (1920), орденом святой Анны III степени (1916), темно-бронзовой медалью за участие во Всеобщей переписи населения (30.01.1897), медалью Общества Красного креста в память участия в деятельности общества во время Русско-Японской войны (25.02.1909), Библией (14.07.1897) и грамотой за особые труды по народному образованию (6.05.1901) от Святейшего Синода. 10 июня 1898 года батюшка получил благодарность епархиального начальства «за энергичные и твердо-настойчивые меры против язычествующих христиан-черемис», что означало его активное противодействие двоеверию.
В советское время отец Сергий служил в храмах сел Великополье и Цекеево. В 1921 году по поручению Яранского уездного марийского отделения он перевел на марийский язык брошюру о борьбе с засухой. В 1919 году за произнесение в великопольском храме проповеди о любви к ближнему по доносу агитатора батюшка был арестован, находился под стражей в Яранской ЧК три недели, после чего признан невиновным и освобожден. В цекеевском храме отец Сергий служил до его закрытия в 1930-е годы. После опубликования в июле 1927 года так называемой Декларации митрополита Сергия (Страгородского) данный приход примкнул к непоминающим, в 1931 году находился под омофором епископа Ижевского Синезия (Зарубина) и подчинялся благочинному, священнику Василию Попцову. В списке религиозных общин Кикнурского района второй половины 1930-х годов цекеевский приход значится тихоновским, именно так обозначались в то время в документах органов власти непоминающие.
В 1935 году здание Знаменской церкви было изъято у верующих под зернохранилище. Прихожане окормляемого отцом Сергием прихода обращались с прошениями о возвращении храма в райисполком, в комиссию по вопросам культов ВЦИКа, добивались разрешения на временное совершение богослужений в других помещениях. В 1936 году службы проходили в доме псаломщика Александра Андреева, в 1937 — в церковной палатке. 17 августа 1938 года райисполком принял решение обследовать техническое состояние здания церкви и постановил: «Учитывая, что техническое состояние церкви угрожает аварией» в ходатайстве о возвращении здания храма «церковному совету отказать».
После закрытия Знаменской церкви верующие молились в сторожке, затем на паперти, а когда запретили собираться и там, — в доме протоиерея Сергия Громова. Одно из последних богослужений батюшка совершил на Пасху, 25 апреля 1943 года. Верующие молились под открытыми окнами, в доме вследствие сквозняка было прохладно. Отцу Сергию было к тому времени 80 лет, батюшка простудился, заболел и скончался 18 мая 1943 года. Погребен протоиерей Сергий Громов на Цекеевском сельском кладбище, могилка его почитаема верующими и поныне.
Ю. Ерошкин
использованы материалы книги А.А. Дербеневой
«Храмы России – хранители веры. Вы устоите во веки веков.
Знаменская церковь села Цекеево» (2016)
и комиссии по канонизации святых Яранской епархии