Болдаевский Гурий, священник

Священник Гурий Болдаевский

(4.08.1881–18.12.1940)

Гурий Алексеевич Болдаевский родился 4 августа 1881 года в селе Сотнур Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье псаломщика, впоследствии диакона, Алексия Болдаевского. После окончания Казанского Духовного училища в 1896 году он поступил в Казанскую Духовную семинарию, которую не окончил вследствие болезни, проучившись до 1899 года. С 8 сентября 1900 года Гурий Болдаевский нес послушание учителя Мало-Карамасской церковно-приходской школы, а 27 ноября того же года поступил на епархиальную службу и был назначен псаломщиком в церковь Рождества Христова села Арино Царевококшайского уезда Казанской губернии. 4 августа 1906 года Высокопреосвященнейшим Димитрием (Самбикиным), архиепископом Казанским и Свияжским, Гурий Болдаевский был рукоположен во диакона к церкви Казанской иконы Божией Матери села Яшевка Тетюшского уезда Казанской губернии. Помимо служения в храме с 31 октября 1906 года он нес послушание законоучителя Краснопольской церковно-приходской школы, а с 20 января 1908-го по 8 мая 1910-го преподавал Закон Божий в Аленино-Полянской церковно-приходской школе. В клировой ведомости тех лет говорится об отличном поведении отца Гурия, хорошем знании им катехизиса.

8 мая 1910 года диакон Гурий Болдаевский был переведен в Вятскую епархию и определен на священническое место к церкви Казанской иконы Божией Матери села Старый Торъял Уржумского уезда Вятской губернии, а 29 июня того же года рукоположен во священника. Помимо исполнения священнических обязанностей батюшка занимался просветительской деятельностью — с 30 сентября 1910-го по 1 сентября 1911 года преподавал Закон Божий в Токтар-Солинском земском училище, с 10 ноября 1910-го — в Староторъяльской второклассной мужской школе, с 31 августа 1910-го — в Ошканерском земском училище и Ядыкбелякском училище Министерства народного просвещения. Эти его труды были весьма успешны и заслужили одобрение епархиального начальства: 13 ноября 1914 года за работу по церковно-школьному делу священник Гурий Болдаевский был удостоен архипастырского благословения.

После революции 1917 года отец Гурий по-прежнему служил на территории Марийского края. До 1929 года он подвизался в церкви Казанской иконы Божией Матери села Старый Торъял Ново-Торъяльского кантона МАО, которая с 1 августа 1926 года входила в состав Краснококшайского Православного церковного управления староцерковников и до образования в конце 1920-х годов Марийской викариатства Нижегородской епархии находилась под омофором Афанасия (Малинина), епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В условиях гонений на Церковь отец Гурий твердо исповедовал Православие: совершал богослужения, проповедовал, проводил крестные ходы, о чем свидетельствуют заявления приходского совета, поданные в органы советской власти Ново-Торъяльского кантона.

В окормляемый священником Гурием Болдаевским приход входило 30 деревень. Батюшка пользовался огромным уважением и доверием верующих, чему способствовало и знание им марийского языка. И когда новая власть попыталась нанести удар по приходской жизни, мобилизовав отца Гурия и служившего с ним диакона Иоанна Домрачева на трудовые работы, прихожане выступили в защиту своего пастыря. 11 мая 1919 года они направили в Вятскую комиссию по освобождению от мобилизации при Губернском отделе труда прошение, в котором ходатайствовали об освобождении священнослужителей от мобилизации на трудовые работы, так как состоящий из 30 селений приход останется «без отправления религиозных потребностей, а заменить мобилизованных другими не представляется возможным за неимением подходящих лиц».

Ревностное служение отца Гурия в церкви села Старый Торъял имело благодатные последствия, что наглядно проявилось во время последующих испытаний, в период закрытия храма. Старо-Торъялский храм, построенный в 1751 году, был деревяннм. В 1926 году по благословению отца Гурия верующие стали собирать средства на возведение каменного здания. В то же время на собраниях прихожан единогласно принимались постановления о необходимости содержания старого здания церкви, а в декабре 1928 года было решено осуществить его ремонт. Такая решимость пришлась не по нраву властям. 7 декабря 1928 года здание храма было осмотрено специальной комиссией. В акте, составленном по итогам обследования, говорилось, что оно ни разу не ремонтировалось, находится в аварийном состоянии, плохо ведется учет церковного имущества. На основании этого предлагалось расторгнуть договор с религиозной общиной, что и сделал Ново-Торъяльский кантонный исполком 5 мая 1929 года. Здание церкви после соответствующего ремонта предполагалось передать под клуб. В качестве обоснования подобного решения приводились и данные опроса, организованного работниками сельсовета, в ходе которого из 599 опрошенных 431 выступили за закрытие церкви.

Окормляемые отцом Гурием верующие выступили против такого постановления и стали защищать свой храм. В ходе опроса населения, организованного членами церковного совета, за необходимость сохранения молитвенного здания выступило 1086 человек. Крестьяне были настроены решительно и прямо заявляли: «Отдай одну церковь, так сейчас же и следующие станут прикрывать». В заявлении, поданном прихожанами в Мароблисполком в мае 1929 года, говорилось, что закрытие храма церковный совет считает не правильным, указывалось на противоречие в постановлении Ново-Торъяльского кантисполкома от 5 мая 1929 года (в нем утверждалось, что здание храма пришло в ветхость, и в то же время говорилось, что оно может быть использовано под клуб). Верующие просили отменить постановление о закрытии церкви и оставить молитвенное здание в пользовании прихожан.

Несмотря на это 6 ноября 1929 года Областной исполком принял решение о расторжении договора с общиной верующих села Старый Торъял и закрытии храма ввиду его ветхости. Церковь было решено снести, а верующим предлагалось войти в состав прихода Вознесенской церкви села Новый Торъял. 24 января 1930 года административный отдел Мароблисполкома отдал распоряжение о ликвидации здания храма. Таким образом, церковь в селе Старый Торъял была закрыта, а священник Гурий Болдаевский получил назначение в Богоявленский храм села Тумью-Мучаш Ново-Торъяльского кантона МАО (с 1936 года – Куженерского района МАССР), где прослужил до ареста в 1937 году. Труды батюшки на приходе в селе Старый Торъял были оценены епархиальным начальством: в 1930 году он был награжден наперсным крестом.

В селе Тумью-Мучаш отец Гурий проживал в церковной сторожке, в быту ему помогала бывшая насельница Куженерского Свято-Никольского женского монастыря послушница Татиана Шарнина. Батюшка нередко обходил приходские деревни, исполнял требы, совершал крестные ходы, призывал паству не отходить от Церкви, соблюдать церковные праздники. В храм села Тумью-Мучаш приходили верующие из других сельсоветов, так как знали отца Гурия как исповедника Православия и противника обновленчества — в документах Ново-Торъяльского кантисполкома 1931 года Тумью-Мучашский приход назван сергиевским.

Священник Гурий Болдаевский был арестован 31 июля 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и помещен в камеру предварительного заключения Куженерского НКВД с последующим переводом в Йошкар-Олинскую тюрьму. На двух допросах, состоявшихся 1 и 8 августа 1937 года, своей вины в контрреволюционной деятельности батюшка не признал. На заседании тройки НКВД по МАССР 19 августа 1937 года он был приговорен к 10 годам заключения, отбывал наказание в Беломоро-Балтийских лагерях НКВД Карельской АССР, где скончался 18 декабря 1940 года.

Ю. Ерошкин