Щуренко Алипий, игумен
Игумен Алипий (Щуренко)
(19.08/01.09.1880–25.06.1939)
Андрей Степанович Щуренко родился 19 августа (1 сентября) 1880 года в селе Романовка Звенигородского уезда Киевской губернии в крестьянской семье. Он окончил три класса церковно-приходской школы, 5 мая 1907 года был принят послушником в основанный в том же году в городе Балта Подольской губернии Балтско-Феодосиевский монастырь, 11 мая 1909-го епископом Балтским Амвросием (Гудко) был облачен в рясофор. В клировой ведомости обители за 1909 год сообщается, что Андрей Щуренко исполнял хозяйственные послушания, был «очень способен, отличного поведения». 27 ноября 1910 года настоятелем монастыря архимандритом Варлаамом (Козулей) он был пострижен в монашество с именем Алипий.
Возлагаемые на него послушания отец Алипий исполнял добросовестно. 21 сентября 1911 года eпископом Подольским и Брацлавским Серафимом (Голубятниковым) он был рукоположен во иеродиакона, 2 февраля 1917-го епископом Балтским Пименом (Пеговым) — во иеромонаха. Труды батюшки на ниве Христовой были высоко оценены. 21 ноября 1921 года епископом Балтским и Гайсинским Герасимом (Строгановым) он был награжден набедренником, 2 мая 1925-го Высокопреосвященнейшим Петром (Полянским), митрополитом Крутицким, Патриаршим местоблюстителем — наперсным крестом.
В конце 1920-х годов иеромонах Алипий (Щуренко) проживал в Бершадском Спасо-Преображенском мужском монастыре, расположенном на территории Винницкой области. В то время Бершадской епархией управлял епископ Варлаам (Козуля), постригший в свое отца Алипия в монашество. 23 мая 1930 года епископ Варлаам, занимавший к тому времени уже Винницкую кафедру, назначил иеромонаха Алипия священником в Свято-Троицкий женский монастырь города Хмельника Винницкой области. В 1934 году батюшка нес послушание настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Копытинец Летичевского района Винницкой области, 18 августа того же года епископом Винницким Александром (Петровским) за усердие к храму Божию и добрую монашескую жизнь был возведен в сан игумена. В графе «О качествах» формулярного списка Бершадского Спасо-Преображенского монастыря за 1929 год рукой епископа Александра 15 мая 1936 года о батюшке дописано: «Честный, трезвый, трудолюбивый и к послушаниям способный».
9 июня 1935 года епископ Варлаам (Козуля) получил назначение на Марийское викариатство Нижегородской епархии. Вслед за своим духовным другом приехал в Марийскую автономную область и отец Алипий. 4 июля 1936 года владыкой Варлаамом был издан указ о том, что игумену Алипию благословляется «занять место священника при церкви села Шаба (Сосновогорское) Сернурского района, и, по должной регистрации со стороны гражданской власти, вступить в исполнение пастырских обязанностей по названному приходу». Условия для служения были весьма тяжелыми: из письма епископа Варлаама того времени можно сделать вывод, что церковное помещение в Шабах было занято. 16 октября 1936 года в ответ на вопрос о возможности совершения богослужений вне храма Владыка писал отцу Алипию: «Если местный сельсовет и РИК не будут препятствовать совершению богослужений в палатке или в притворе (о чем пусть церковный староста переговорит в сельсовете и РИКе), тогда можно будет, временно, до освобождения храма».
1 февраля 1937 года приходской совет Покровской церкви села Шихалеево Мари-Турекского района обратился к епископу Варлааму с просьбой назначить к ним нового священника: «Мы, члены приходского совета Шихалеевской церкви, покорно просим Вас, Преосвященнейший Владыко, назначить к нам священника одинокого, несемейного. Так как семейному в нашем бедном приходе не прокормиться». 8 февраля 1937 года Владыка издал в отношении отца Алипия указ: «По просьбе церковно-приходского совета Вы перемещаетесь на священническое место к церкви села Шихалеево Мари-Турекского района и после надлежащей регистрации в гражданских учреждениях вступить в исполнение пастырских обязанностей по церкви и приходу».
Игумен Алипий прибыл в Шихалеево 22 февраля и постановлением церковно-приходского совета был принят на священническое место 3 марта 1937 года. За короткое время его служения прихожане исполнились глубокого уважения к своему батюшке, многие ходили к нему домой за советом. В своих пастырских беседах отец Алипий призывал верующих не отходить от Бога и Его Церкви, свидетельствовал, что безбожие является причиной нестроений и бедствий, претерпеваемых населением МАССР. «Кто в Бога не верит, сидит без куска хлеба», «надо ходить в церковь, чтобы был урожай», — говорил он. Со вниманием относился отец игумен и к своей внутренней жизни — в следственном деле 1937 года сохранился отобранный при аресте документ, написанный рукой протоиерея Троицкой церкви села Мамсинер Петра Данилова о том, что отец Алипий был исповедан им 22 апреля 1937 года.
Игумен Алипий (Щуренко) был арестован органами НКВД 7 августа 1937 года. На основании свидетельских показаний и справки сельсовета его ложно обвиняли по статье 58–10,ч.1 УК РСФСР в ведении антисоветской агитации, направленной против мероприятий партии и правительства в деревне, распространении слухов о скорой войне с Германией, во время которой советская власть и колхозы будут уничтожены. Следствием деятельности отца Алипия по мнению властей стало падение трудовой дисциплины колхозников, их невыходы на работу, срыв хлебопоставок. Конечно, это была попытка свалить на ни в чем неповинного священника неудачи колхозного строительства в Мари-Турекском районе.
На единственном допросе, состоявшемся 8 августа 1937 года, игумен Алипий (Щуренко) в предъявленном обвинении виновным себя не признал. 26 августа 1937 года он был приговорен тройкой НКВД по МАССР к 10 годам заключения. С 7 октября 1937 года батюшка отбывал наказание в Беломоро-Балтийских лагерях, расположенных в Карелии. Тяжелые условия заключения подорвали здоровье отца Алипия, по состоянию на сентябрь 1938 года он значился «коечно больным». Это свое состояние батюшка переносил терпеливо, со смирением, административных взысканий не имел. По имеющимся сведениям игумен Алипий (Щуренко) скончался 25 июня 1939 года в городе Медвежьегорске Карельской АССР и был похоронен в безвестной ныне могиле на местном кладбище.
Ю. Ерошкин