Сайт Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии

Блохина Варвара, игумения


Игумения Варвара (Блохина)

(14/27.08.1843–23.12.1915/05.01.1916)

Игумения Варвара (Блохина)

Елиcавета Дмитриевна Блохина родилась 14/27 августа 1843 года в посаде Большая Соль Костромской губернии и происходила из купеческого сословия. Семья была многодетной, благочестивой, и начатки христианского воспитания, привитые родителями, принесли свои плоды. Сестра игумении Варвары, Любовь Дмитриевна Блохина, также впоследствии стала известной подвижницей, была пострижена в монашество с именем Арсения, возведена в сан игумении.

Елиcавета Блохина обучалась на родине, окончила Николаевское двухклассное училище. С самого детства она была глубоко верующим человеком, проявляла интерес к иноческой жизни, сторонилась детских игр и забав. Особенно будущая подвижница любила бывать в костромском Анастасиином Крестовоздвиженском женском монастыре. Именно в эту обитель она и поступила 6 марта 1855 года по благословению епископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского). В 1863 году, после объединения двух монашеских обителей Костромы, монастырь получил название Богоявленско-Анастасиин. Матушка прожила в данной обители 34 года, несла клиросное послушание, трудилась в рукодельной и золотошвейной мастерских, занимала должности помощницы уставщицы и ризничей, в совершенстве изучила церковный устав и обиходное пение, давала уроки рукоделия в монастырском училище. Во время русско-турецкой войны, прослушав соответствующие лекции и получив диплом сестры милосердия Российского общества Красного Креста, она ухаживала за ранеными в устроенном при монастыре госпитале. 9 декабря 1861 года Елиcавета Блохина была облачена в рясофор, а 12 августа 1887-го пострижена в монашество с именем Варвара в честь святой великомученицы Варвары.

В 1888 году матушка была переведена в местечко Иевве на северо-востоке Эстляндии, в двадцати двух километрах от которого, посреди обширной равнины, возвышался тремя уступами величественный живописный холм, носивший в древности название Куремяги (в переводе с эстонского — «Журавлиная гора»). Это место издавна почиталось верующими. В XVI веке, в утешение эстонскому народу, страдавшему от многовековой непосильной борьбы с тевтонскими рыцарями, здесь явилась Божия Матерь. Пресвятая Богородица освятила Своим пришествием источник у подножия горы, а на древнем дубе оставила в благословение образ Своего Преславного Успения. С тех пор местные жители прозвали гору Пюхтицкой, то есть Святой, у дуба построили деревянную часовню, а затем возвели Успенскую церковь, где поставили обретенную икону. Отовсюду шли сюда люди, чтобы поклониться образу, дарованному Царицей Небесной, омыться в животворящих водах источника, прославившегося многими чудотворениями и исцелениями.

В 1882 году с целью духовного просвещения населения Прибалтики было основано Православное Прибалтийское братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. В июле 1887 года в местечке Иевве открылось отделение Братства, при котором действовали домовая церковь, школа, аптека, небольшая благотворительная лечебница, детский приют. Деятельное участие в этих событиях принимала и тогдашняя настоятельница костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря игумения Мария (Давыдова), являвшаяся одной из учредительниц Отделения. В октябре 1888 года монахиня Варвара (Блохина) по распоряжению священноначалия и своей настоятельницы была направлена в Эстляндию и назначена старшей сестрой Иеввенской лечебницы. Ей предстояло устроить на Пюхтицкой горе женскую монашескую общину и перевести туда благотворительные учреждения из Иевве. Открытие общины состоялось в 1891 году, 4 июня того же года матушка была назначена ее управляющей. 23 октября 1892 года указом Святейшего Синода община получила статус монастыря, 12 ноября того же года монахиня Варвара была утверждена его настоятельницей, 31 января 1893-го в Санкт-Петербурге епископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым) была возведена в сан игумении. На торжестве присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, эстляндский губернатор князь С.В. Шаховской, за богослужением в алтаре молился протоиерей Иоанн Сергиев, ныне прославленный Церковью святой праведный Иоанн Кронштадтский.

За время настоятельства матушки в Пюхтицах число сестер увеличилось с 16 до 240, были воздвигнуты каменный храм, трапезная, корпуса для келий, богадельня, приют для сирот на 25-30 детей и другие строения. При обители открыли двухклассное училище на 50 учащихся, медицинская помощь в монастырской лечебнице оказывалась бесплатно, в приюте воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам, предусмотренным программой церковно-приходских школ, а также рукоделиям, иконописному и золотошвейному мастерству. 6 августа 1896 года при лечебнице была учреждена школа сестер милосердия под покровительством Российского общества Красного Креста, в которой обучались пюхтицкие послушницы и воспитанницы приюта. Так за несколько лет на Богородицкой горе при непосредственном участии игумении Варвары вырос монастырь, в котором подвиг иноческой жизни соединялся с воспитанием сирот и врачебной помощью недугующим, а любовь к Богу, выражавшаяся в непрестанной молитве, соединялась с деятельной любовью к ближним.

Священноначалие Русской Православной церкви, светские власти высоко оценили труды матушки. 15 августа 1893 года, в праздник Успения Божией Матери, при многочисленном стечении молящихся епископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) за ревностную и полезную деятельность по благоустройству монашеской общины и усердные труды в деле просвещения окрестного населения возложил на игумению Варвару наперсный крест, 24 апреля 1895-го за заботы о нуждах обители ей была объявлена благодарность епархиального начальства. 8 ноября того же года архиепископ Арсений наградил матушку крестом с украшениями, надпись на обратной стороне которого гласила: «По благословению Его Высокопреосвященства Арсения, архиепископа Рижского и Митавского, дорогой нашей матушке игумении Варваре в знак любви и признательности за ее труды и материнское попечение от председательницы Иеввенского отделения Православного Прибалтийского общества, княгини Е.Д. Шаховской и сестер Пюхтицкого монастыря». 1 октября 1896 года игумения Варвара была избрана почетным членом Православного Прибалтийского братства с вручением соответствующего диплома, 19 августа 1897-го удостоилась благодарности Рижского епархиального начальства за то, что «многие церкви нашей епархии наделила облачениями и другой утварью», 26 января 1898-го награждена серебряной медалью на Александровской ленте в память царствования императора Александра III.

Огромную роль в деле строительства Пюхтицкой обители сыграл святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовной дочерью которого стала мать Варвара. Первые 70 сестер обители были крестницами отца Иоанна и его духовными чадами. «Не забывайте, для чего вы собрались и живете в обители: не для покоя и наслаждения телесного, а для трудов и подвигов молитвы, воздержания, труда телесного и духовного, размышления о будущих вечных благах, уготованных любящим Бога в Царствии Небесном. … Воскрыляйтесь будущими надеждами, а не на земле ждите утешения и наслаждения, ибо видимое, земное, – временно и скоро пройдет, а невидимое, небесное, – вечно. Приготовьте сердца ваши в жилище Богу – верою, любовию, кротостию, смирением, воздержанием, терпением, послушанием, чистотою и целомудрием, взиранием к небесным благам непреходящим, неветшающим»,– наставлял отец Иоанн матушек.

23 ноября 1897 года игумения Варвара была освобождена от должности настоятельницы Пюхтицкого монастыря, в последующее время проживала на подворье обители в Ревеле (Таллине). 21 апреля 1898-го указом Святейшего Синода она была переведена в Казанскую епархию, с 23 мая находилась в Богородицком монастыре города Казани, а 11 июня того же года назначена настоятельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря, с 18 июня вступила в управление обителью. После переезда в Козьмодемьянск игумения Варвара начала обустраивать Троицкий монастырь по образцу Пюхтицкого, чему способствовало и то, что часть насельниц Пюхтицкой обители, среди которых была и сестра матушки монахиня Арсения (Блохина), последовали за своей настоятельницей в Казанскую епархию. Трудами игумении Варвары в козьмодемьянском монастыре было выстроено новое здание церковно-приходской школы, получили развитие золотошвейное и белошвейное рукоделия, иконопись, столярное, башмачное, чеканное ремесла. В обители действовали больница, гостиница для паломников, живописная школа, монастырское училище, богадельня, в 1902 году открылся приют для детей сирот. 2 мая 1910 года Высокопреосвященнейшим Иаковом (Пятницким), архиепископом Казанским и Свияжским, в Свято-Троицком храме монастыря после ремонта был освящен придел во имя пророка Божия Илии. Согласно историческим источникам, посмотреть на недавно назначенного в Казань Владыку, помолиться с ним, принять от него благословение собралось множество верующих.

20 мая 1899 года по прошению игумении Варвары согласно указу Святейшего Синода к Козьмодемьянскому Свято-Троицкому монастырю была приписана Владимирская Чебоксарская женская монашеская община, учрежденная на месте ранее упраздненного Сретенского мужского монастыря. В ней располагалась каменная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Сретения Господня и во имя преподобных Варлаама и Иоасафа индийских. Домовая церковь во имя святого апостола Иакова и святой преподобномученицы Евгении была освящена здесь Преосвященным Михаилом, епископом Чебоксарским, позднее, 8 мая 1910 года. В отчете в Святейший Синод за 1901 год архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева), переведенного в Казань 4 октября 1897 года, о Чебоксарской общине говорилось: «Помимо дома, выстроенного ко дню открытия общины для монашествующих, воздвигнут с той же целью другой, дом довольно поместительный, устроена новая школа и квартира для учительницы, баня и другие службы, словом – община успешно обстраивается. В ней и храм весьма благоустроен и производит своим внутренним видом отрадное впечатление, хотя по объему небольшой и не всегда может вместить желающих помолиться в нем. Обитель эту полюбили чуваши, они посещают ее весьма часто и в большом количестве. Начальница общины и монашествующие принимают инородцев с любовью, ласково, обедают с ними, а некоторых бедных, нуждающихся, и питают. В деле благоустроения общины весьма живое, непосредственное участие принимает игумения Варвара, начальница Козьмодемьянского монастыря, в ведении которой находится община эта».

Уже на рубеже ХХ века Козьмодемьянский Свято-Троицкий женский монастырь по своему значению не уступал штатным обителям Казанской епархии, имевшим многовековую историю. По числу монашествующих он занимал второе место после Казанского Богородицкого женского монастыря. В 1904 году в Троицкой обители проживали 1 игумения, 36 монахинь, 274 послушницы, в 1916 году — 1 игумения, 55 монахинь, а всего (учитывая насельниц Чебоксарской общины) — 435 человек. Росло и число учащихся монастырской школы. В 1898 году в ней обучалось 40 девочек, в 1904-м — 68. С 1898 года и до самой своей кончины игумения Варвара (Блохина) была попечительницей школы, на монастырские средства девочек обучали рукоделиям. В 1906 году при посещении школы архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) констатировал, что устроена она по всем правилам, а учителя – одни из лучших в епархии.

Под руководством игумении Варвары Свято-Троицкий монастырь, как и другие монашеские обители Марийского края, вел широкую благотворительную деятельность. В ходе богослужений здесь собирались средства на общецерковные и епархиальные нужды. Например, деньги перечислялись в пользу церквей и школ для переселенцев в Зауральской епархии, на восстановление собора Ферапонтова Белозерского монастыря, улучшение быта православных паломников в Палестине, содержание храма Гроба Господня в Иерусалиме, восстановление Православия на Кавказе, распространение христианства между язычниками империи, строительство храма святителя Николая Чудотворца в Бари, содержание служащих Казанской духовной консистории, на церковно-приходские школы и миссионерские нужды Казанской епархии. Обитель участвовала и в социальных программах, собирая средства в пользу Казанского училища глухонемых, обществ Белого и Красного креста, детей лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей, общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, а также на другие нужды. Монастырь играл заметную роль и в обыденной жизни столицы Козьмодемьянского уезда. Например, немалая часть жительниц города ходила в одеждах, изготовленных в обители, а радующие глаз вышивки, выполненные насельницами монастыря, и поныне можно увидеть в музее купеческого быта города Козьмодемьянска.

Труды игумении Варвары во время служения в уедном центре Козьмодемьянского уезда были отмечены как епархиальным начальством, так и светской властью. 15 мая 1901 года она получила благословение Святейшего Синода за ревностное участие в деле благоустроения открытого в Казани Феодоровского женского монастыря, 6 июля 1904-го императрица Александра Феодоровна выразила матушке искреннюю признательность за понесенные труды в деле устроения Козьмодемьянской Свято-Троицкой обители.

Многотрудная жизнь игумении Варвары (Блохиной) завершилась 23 декабря 1915 года (ст.ст.). Матушка была похоронена на территории монастыря близ алтаря Троицкого храма. По одной из версий в первые годы советской власти, еще до закрытия обители, честные останки игумении Варвары вместе с другими усопшими насельницами были перенесены на городское кладбище Козьмодемьянска. По другим данным могила подверглась разорению во время разрушения Троицкого монастырского храма в 1950-е годы и строительства на этом месте школы-интерната. Место последующего захоронения останков игумении Варвары в настоящее время не известно. 

Ю. Ерошкин

фото с сайта pravenc.ru