Бобровников Илия, архимандрит
Архимандрит Илия (Бобровников)
(14.01.1924–26.10.2001)
Николай Иванович Бобровников родился 14 января 1924 года в селе Волостновка Юмагузинского района Башкирской АССР. Отец будущего архимандрита Илии Иоанн Александрович нес послушания псаломщика и регента при местной Михаило-Архангельской церкви, был арестован, сослан на Соловки, а семья раскулачена. Батюшка вспоминал впоследствии, что, когда их выгоняли из родного дома, его, пятилетнего, отобрали у матери и бросили на мороз. Соседи завернули его в кошму, взяли к себе домой, а ночью мать, испросив у знакомых башкир лошадь, увезла сына за пятнадцать километров на хутор Красная Горка. Они жили тем, что пасли с матерью скот. Отбыв пять лет на Соловках, И.А. Бобровников пришел домой пешком из Архангельска и стал пасти скот вместе с родными.
В соответствии с действовавшей тогда Конституцией РСФСР 1918 года дети из семей лишенных избирательных прав были лишены возможности свободно получать образование. Но Николаю хотелось учиться, и родители послали его в Стерлитамак к старшей сестре. Таким образом, с 1932 года Н.И. Бобровников обучался в школе и по окончании семи классов поступил в городское педагогическое училище, которое не закончил в связи с началом Великой Отечественной войны.
8 августа 1942 года Николай Бобровников был призван в ряды Красной армии, окончил Гурьевское пехотное училище, боевое крещение принял в ходе легендарного танкового сражения под Прохоровкой. Через месяц он был тяжело ранен в ногу, после госпиталя вернулся на фронт. За проявленное мужество в боях за Днепр 5 ноября 1943 года Н.И. Бобровников был награжден медалью «За отвагу». В наградном листе в связи с этими событиями указывалось, что он «участвует в Отечественной войне с августа 1942 года. До сентября 1943 года состоял в роте автоматчиков и находился на передовой линии. Будучи переведен по болезни в санитарную роту, здесь проявил себя как самоотверженный и чуткий санитар. Только во время форсирования реки Днепр в районе села Власовка под сильным обстрелом противника переправил через Днепр 35 раненых бойцов и командиров».
В ходе дальнейших боевых действий Николай Бобровников получил второе тяжелое ранение, но остался в строю. В связи с готовившимися военными действиями против Японии он был направлен для прохождения службы на восточную границу, но в ходе переброски их эшелон был пущен под откос, мало кто из солдат уцелел, а Н.И. Бобровников получил тяжелую травму позвоночника. При этом он дал обет, что если выживет, после войны станет монахом. Батюшка рассказывал также, что его мама также давала обет, что если сын вернется с войны, она поедет в паломничество по святым местам в Киев. Но у нее вдруг отнялись ноги, и когда Николай вернулся с войны, сам поехал в паломничество, выполняя обещание матери, которая после того встала на ноги. Впоследствии Анастасия Ивановна Бобровникова, овдовев, также стала монахиней и 5 сентября 1950 года была пострижена в мантию с именем Сергия. Через четыре года она отошла ко Господу и была погребена рядом с почившим супругом в Красной Горке.
5 ноября 1945 года Н.И. Бобровников вернулся с фронта домой, а уже в феврале 1946-го был назначен псаломщиком к церкви Казанской иконы Божией Матери рабочего поселка Мелеуз. 19 августа того же года архиепископ Уфимский и Башкирский Иоанн (Братолюбов) постриг его в монашество с именем Илия в честь святого пророка Божия Илии, а затем, в тот же день, в Сергиевском кафедральном соборе города Уфы рукоположил его во иеродиакона. В октябре 1946-го отец Илия был переведен на служение из поселка Мелеуз в город Стерлитамак, в 1947–1949 годах состоял в клире Челябинской епархии, в 1947–1948-м являлся келейником епископа Челябинского и Златоустовского Ювеналия (Килина), затем служил в храме города Коркино Челябинской области.
В 1949 году иеродиакон Илия был переведен в Троице-Сергиеву лавру, где 30 апреля 1950-го рукоположен во иеромонаха Патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским). По благословению Святейшего отец Илия отбыл в Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию, где с мая 1951 года служил в Александро-Невском храме города Ташкента, с августа 1953-го — в Свято-Никольской церкви города Ашхабада, с сентября 1955-го — настоятелем Троицкого храма города Пржевальска, с августа 1956-го — настоятелем Свято-Никольской церкви города Каган Узбекской ССР. В 1957 году иеромонах Илия вернулся в Башкирию и был принят в штат Михаило-Архангельской церкви города Бирска, в 1958-м перешел в Оренбургскую епархию, где служил настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери города Оренбурга, а с апреля 1959-го — настоятелем Покровского молитвенного дома города Орска. С началом усиления гонений на Церковь власти особо преследовали священнослужителей, способных к духовному руководству, препятствовали постригам в монашество. В связи с этим во время служения в Орске «за религиозный фанатизм и за организацию религиозного влияния на г. Новотроицк, проявившемся в освящении кладбища и постриге им двух женщин в монахини» иеромонах Илия (Бобровников) как священнослужитель был лишен государственной регистрации, а в июле 1960-го выведен за штат, по имеющимся сведениям в дальнейшем проживал в селе Чудиново Челябинской области, в Уфе, имел духовных чад на территории Челябинской епархии.
В феврале 1965 года отец Илия был принят в число клириков Калининской епархии, являлся священником Спасо-Преображенского храма года Кимры Калининской области и духовником благочиния. На данном месте он прослужил до 27 июля 1966 года, когда был вновь выведен за штат, а в конце того же года перешел в Казанскую епархию и 14 декабря был назначен настоятелем Троицкой церкви села Емелево. Одновременно со священническим служением иеромонах Илия обучался на заочном отделении Московской Духовной семинарии, в 1967 году подавал прошение о поступлении на очное отделение и 7 августа того же года покинул Марийскую АССР.
В период с мая 1968-го по 1971 год отец Илия служил на приходах в городах Сарапуле и Воткинске Ижевской епархии. В 1971-1984 годах он вновь находился за штатом, а затем вернулся к священнослужению, поступив в штат Уфимской епархии, и был назначен настоятелем уфимской Крестовоздвиженской церкви и духовником возрождаемого женского Благовещенско-Крестовоздвиженского монастыря. За свою многолетнюю службу батюшка удостоился многих церковных наград: наперсного креста (1959), сана игумена (12.05.1970), креста с украшениями (1991), сана архимандрита (1997). К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне 6 апреля 1985 года он был награжден Орденом Отечественной войны I степени.
По воспоминаниям верующих, отец Илия в общении нередко был суров, но, когда к нему приходили с горем, находил слова утешения. Так, женщина, у которой ребенок оказался в реанимации, прибежала в церковь, и, не зная, как в храме надо себя вести, ринулась к нему прямо во время службы. Батюшка не стал ее ругать, после богослужения долго с ней разговаривал, говорил, что, если есть на то воля Божия, то сын выживет, если нет – может быть, так и нужно, приводил соответствующие примеры из церковной практики, подарил ей Евангелие. После разговора с отцом Илией она стала приходить в церковь часто, а сын выздоровел. Запомнились прихожанам и вдохновенные проповеди батюшки, во время которых он мог со слезами читать наизусть духовные стихи Тютчева, Некрасова. Рассказывая о Великой Отечественной войне, отец Илия не уставал повторять: «Помните и молитесь за всех убиенных на поле брани, чтобы Господь простил их согрешения».
В 1998 году архимандрит Илия (Бобровников) вышел за штат, затем болезнь приковала его к постели и 26 октября 2001 года батюшка скончался. В тот же день гроб его был поставлен в Свято-Успенском мужском монастыре города Уфы, после панихиды началось чтение Евангелия, непрерывно совершавшееся священнослужителями городских храмов и других приходов, которые прибыли проститься с почившим. 28 октября в Богородско-Уфимском храме монастыря было совершено отпевание, после чего отец Илия был погребен на Демском кладбище города Уфы.
диакон Димитрий Смирнов, Ю. Ерошкин
использованы материалы сайтов prichod.ru и podvignaroda.mil.ru,
записи воспоминаний об архимандрите Илии (Бобровникове) И.Н. Ентальцевой,
материалы книги А.Г. Щеголькова «Челябинский синодик: 1917-2012: Духовенство и церковные деятели»