Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

(19/31.10.1829—20.12.1908)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) родился 19(31) октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье причетника Илии Михайловича Сергиева и супруги его Феодоры. Дед будущего подвижника Михаил Сергиев был священником, так же как и большинство предков по отцовской линии на протяжении, по крайней мере, 350 лет.

Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его. После совершения Таинства нареченный в честь преподобного Иоанна Рыльского младенец Иоанн стал поправляться, а благочестивые родители с особою ревностью направляли его мысли и чувства к Богу, приучая к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Живя в условиях материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца.

С шестилетнего возраста Иоанн Сергиев начал учиться грамоте, а в десять лет был отвезен отцом в Архангельское приходское училище. Однако учение, несмотря на усердные занятия, первое время не давалось мальчику. «Ночью, — вспоминал впоследствии батюшка, — я любил вставать на молитву. … И молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал мне свет разума на утешение родителям. И вот, как сейчас помню, однажды, был уже вечер, все улеглись спать. Не спалось только мне, я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала, я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли пробыл я в таком положении, но вдруг что-то точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он говорил, и легко, радостно так стало на душе, никогда не спал я так покойно, как в ту ночь. ... В короткое время я продвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше успевал я в науках, и к концу курса одним из первых был переведен в семинарию».

В 1851 году с отличием окончив семинарский курс, Иоанн Сергиев был направлен в Петербургскую Духовную академию, а затем намеревался принять монашество и ехать миссионером в Китай, Северную Сибирь или в Америку. Но в то же время он видел, что и в столице и ее окрестностях также много работы и молился, чтобы Господь разрешил его сомнения. Однажды Иоанн Сергиев увидел себя во сне священником, служившим в каком-то неизвестном храме. И когда после окончания в 1855 году Академии ему предложили должность иерея Андреевского собора в Кронштадте, он был поражен тем, что именно данный храм с необыкновенной ясностью видел во сне и понял, что Сам Бог назначил ему священствовать в этой церкви. 10 декабря 1855 года в кафедральном Петропавловском соборе Санкт-Петербурга епископом Ревельским Христофором (Эмаусским), викарием Санкт-Петербургской митрополии, Иоанн Сергиев был рукоположен во диакона, а 12 декабря — во священника. В 1875 году он был возведен в сан протоиерея, в 1894-м назначен настоятелем кронштадтского Андреевского собора, в 1899-м награжден митрой.

Отец Иоанн стремился как можно чаще совершать Божественную литургию. В последние тридцать пять лет своей жизни он служил практически ежедневно, кроме тех дней, когда утро заставало его в пути или когда тяжело болел. Будучи в Кронштадте, батюшка поднимался очень рано, в 3 часа утра, молился, готовился к служению Литургии, а около 4 часов отправлялся в собор к утрене. Перед началом Литургии происходила исповедь, которая, по необходимости, из-за огромного количества желавших исповедаться, у батюшки, была общей. Андреевский собор, вмещавший до пяти тысяч человек, всегда бывал полон, и причащение на Литургии из нескольких Чаш продолжалось нередко более двух часов.

Знакомясь с кронштадтской паствой еще в самом начале служения, отец Иоанн увидел, что перед ним открывается огромное поле для пастырской деятельности. Кронштадт в то время был местом ссылки уголовных преступников, там было много чернорабочих, работавших в порту. Все они ютились, в основном, в жалких лачугах и землянках, пьянствовали. Отец Иоанн приходил в эти жилища и оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал. В 1857 году ему представилась возможность быть законоучителем в Кронштадтском городском училище, в 1862-м он принял предложение преподавать Закон Божий в открывшейся классической гимназии. На уроках у батюшки не было «неспособных», успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Внимание отца Иоанна направлялось на то, чтобы наполнить детские души теми святыми образами, какими была полна его душа. Особенное значение он придавал чтению житий святых и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.

Отец Иоанн вел широкую благотворительную деятельность. В связи с этим он говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Потому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу». Крупные суммы подавал батюшка на строительство и поддержание благотворительных учреждений, школ, больниц, монастырей и храмов. Передвигался по Кронштадту отец Иоанн в сопровождении целой «армии» нищих, которым раздавал милостыню дважды в день — утром и вечером.

Своей святой жизнью, смирением и непрестанной молитвой батюшка снискал дары исцеления и прозорливости. По ходатайству его излечивались самые тяжелые болезни. Так, у одной женщины, Елисаветы, во время беременности скончался в утробе плод, началось заражение крови, и сама она была при смерти. Врачи настаивали на необходимости операции, но женщина не соглашалась, а просила приехать отца Иоанна. Прибывший на другой день батюшка полчаса, при закрытых дверях, молился над болящей, а затем неожиданно распахнул двери и громко сказал: «Господу Богу было угодно сотворить чудо и воскресить умерший плод. Лиза родит мальчика». В ту же ночь Елисавета разрешилась здоровым ребенком. Удивительны и заочные исцеления по письмам и телеграммам, которые приходили к батюшке в Кронштадт, сотни подобных случаев опубликованы в посвященных отцу Иоанну книгах.

С ростом почитания батюшки к нему стали приходить приглашения из разных городов России с просьбой о посещении. Чаще всего отец Иоанн путешествовал на пароходе, почти ежедневно служа Литургию в тех храмах, мимо которых проезжал около восьми-девяти часов утра. Тысячи людей встречали подвижника, желая получить благословение, помолиться вместе с ним, портреты и фотографии кронштадтского пастыря можно было встретить в крестьянских избах в самых отдаленных уголках России. В то же время батюшке приходилось терпеть множество клевет и оскорблений, которыми осыпала его либеральная пресса. Кронштадтский проповедник неустанно обличал богоотступнические, антинациональные течения, которые подрывали веру русского народа и расшатывали государство, провидел страшные последствия безверия и богоборчества, призывая народ к покаянию: «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия. … А если отпадешь от своей веры … то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. ... Если не будет покаяния у русского народа, … Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

В последние три года своей многотрудной жизни отец Иоанн часто болел. 9 декабря 1908 года батюшка отслужил последнюю Литургию, в дальнейшем к нему ежедневно приходил священник и причащал его. Ранним утром 20 декабря отец Иоанн последний раз причастился и по окончании чтения канона на исход души мирно и безмятежно предал свой дух Богу. Большой колокол Андреевского собора оповестил жителей Кронштадта о великой утрате. На другой день тело усопшего под печальный звон колоколов всех городских церквей перенесли в соборный храм, а затем доставили в Санкт-Петербург, в Иоанновский монастырь на Карповке, построенный самим батюшкой. После отпевания, в котором приняли участие около шестидесяти священников и двадцати диаконов, гроб с телом почившего был погребен в небольшом подземном храме-усыпальнице, освященном в честь пророка Илии и царицы Феодоры, небесных покровителей родителей отца Иоанна.

Чудеса на месте упокоения подвижника не прекращались во все годы после его кончины. А когда наступила предреченная батюшкой эпоха «нечестивых правителей», почитаемая усыпальница чудотворца была осквернена, мраморное надгробие уничтожено. Но и во времена самых лютых гонений на Церковь верующие помнили отца Иоанна: переписывались и собирались рассказы о его чудесах, к стенам бывшей обители на Карповке приходили богомольцы и обращались к батюшке за молитвенной помощью. Над окном усыпальницы был начертан православный крест, его много раз смывали, и тогда ревнителями памяти отца Иоанна крест был высечен в гранитном цоколе. Под ним возжигали свечи, клали цветы.

8 июня 1990 года Поместным Собором Русской Православной церкви протоиерей Иоанн Сергиев был причислен к лику святых. Память батюшки празднуется 20 декабря/2 января. Ныне в восстановленной усыпальнице отца Иоанна теплятся лампады, горят свечи. Как и прежде, паломники стекаются сюда со всех концов России и из-за рубежа, чтобы помолиться угоднику Божию, попросить его заступничества, и по вере своей получают просимое.

Отмечен благодеяниями батюшки и Марийский край. По благословению отца Иоанна, на пожертвования его или его почитателей построены Свято-Гурьевский храм в селе Петьялы Волжского района (1896), Покровская церковь села Мари-Сола Сернурского района (1888), храм в честь святителя Николая Чудотворца села Актаюж Килемарского района (1900), Ильинская часовня в деревне Савино Медведевского района (1909). Батюшка поддерживал издание богослужебных книг и катехизаторской литературы на марийском языке, посылал одежду и вещи первой необходимости в моркинскую, куженерскую и царевококшайскую (при Богородице-Сергиевом монастыре) школы. Кроме того, отец Иоанн являлся почетным членом Царевококшайского Братства во имя Казанской иконы Божией Матери, основанного в 1895 году при городском Вознесенском храме для попечения о сиротах и бедных жителях прихода.

В своих поездках по России батюшка не раз проезжал по Волге. Часть этого пути, как известно, пролегает по марийской земле, что и дало возможность нашим землякам ближе познакомиться с удивительным пастырем. В селе Ильинская пустынь Козьмодемьянского уезда отец Иоанн побывал дважды, в 1894 и 1898 годах. Первое посещение состоялось 29 июня (12 июля), в день апостолов Петра и Павла. По завершении Литургии батюшка передал настоятелю местного храма список с иконы Нерукотворного Спаса при часовне Петра Великого в Санкт-Петербурге и двести крестиков для раздачи прихожанам. Неподалеку от Ильинской пустыни, в Козьмодемьянске, находился в то время Свято-Троицкий женский монастырь, в котором подвизались духовные чада батюшки во главе с игуменией Варварой (Блохиной), приехавшие из Пюхтицкого монастыря в Эстонии. Одна из насельниц Козьмодемьянского монастыря игумения Тамара (Сатси), которая также была духовной дочерью отца Иоанна, пострадала за веру Христову, скончалась в заключении в 1942 году, а в 2007-м была причислена Церковью к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В годы гонений за веру в Марийском крае проживало немало почитателей отца Иоанна Кронштадтского. Среди них был епископ Авраамий (Чурилин), управлявший Марийским викариатством Нижегородской епархии в 1931–1935 годах и, по-видимому, знакомый с батюшкой по Санкт-Петербургу. Одним из обвинений в адрес Владыки при аресте в 1935 году было служение панихиды по отцу Иоанну Кронштадтскому, которого власти в то время рассматривали как «реакционного» деятеля. После закрытия Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге в Казань приехали инокини данной обители Фекла, Марфа и Иулиания, которые вскоре стали бывать в Русском Луговом — пригороде нынешнего Волжска, где познакомились с местными верующими. В конце 1946 года матушки были арестованы, а по возвращении из заключения сестра Марфа обосновалась в Козловке на территории Чувашии, а на зиму переезжала в Волжск. Матушка жила по домам верующих, передавала им произведения устного народного творчества (стихи, канты) посвященные кронштадтскому пастырю, давала для чтения книги об отце Иоанне петербургского издания.

В довоенное время в Волжске проживало немало ссыльных. Многие переселенцы, приехавшие сюда из Ленинграда на строительство Марбумкомбината, также хранили память об отце Иоанне. Поэтому, когда в нагорной части города, где проживает около 15 тысяч человек, понадобилось построить церковь, было решено воздвигнуть храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Благословение на строительство было дано архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном в1999 году, в марте 2002-го здесь состоялась первая служба, в июне 2005-го один из престолов храма освятили в честь святых Царственных страстотерпцев.

Вклад святого праведного Иоанна Кронштадтского в духовное, социокультурное развитие нашей республики весьма значителен. Многому из того, что сделано батюшкой для Марийского края, еще предстоит быть выявленным.

Ю. Ерошкин

В сокращенном виде опубликовано в книге

«История Марийского края в лицах. XIV – начало XX веков». Йошкар Ола,2012.

 

Источники и литература: ГА РМЭ. Ф.54. Оп.1. Д.1; ГА РМЭ. Ф.80. Оп.1. Д.208; В Петъялах все дышит творцом. // «Мироносицкий вестник». 2006. №9-10; Епископ Авраамий (Чурилин) / Христианское просвещение и русская культура. Материалы X научно-богословской конференции. Йошкар-Ола,2007; Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. См. например: www.saints.ru, www.bg-znanie.ru; Иоанн Кронштадтский // www.ru.wikipedia.org; «Обитель у Святой Троицы»: к 120-летию со дня открытия Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря // «Мироносицкий вестник». 2007. № 4; Стариков С.В., Левенштейн О.Г. Православные храмы и монастыри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001; Сапаева Е. На берегах благословенных. Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Марийский край. // «Мироносицкий вестник». 2006. № 1.