Сайт Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии

Кочетков Петр, протоиерей

Протоиерей Петр Кочетков

(18/30.11.1879–31.10.1938)

Петр Васильевич Кочетков родился 18/30 ноября 1879 года в деревне Шмелевка Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Он окончил Матвеевское сельское училище, в течение двух лет учился в Спасском городском 2-х классном училище, которое оставил за неимением средств на обучение. 1 сентября 1896 года П.В. Кочетков поступил в качестве послушника в один из монастырей города Казани, 12 февраля 1899-го был определен псаломщиком к Троицкой церкви села Сотнур, преподавал в местной школе пение, 12 октября 1902-го был облачен в стихарь.

С началом Первой мировой войны помимо служения в храме Божием П.В. Кочетков работал в Сотнурском волостном правлении помощником писаря, занимался также обследованием положения солдатских семей. 5 сентября 1916 года он был перемещен к храму Казанской иконы Божией Матери села Старосельское Спасского уезда, 16 мая 1917-го – к Михаило-Архангельской церкви села Кляри Тетюшского уезда. 18 мая того же года Петр Кочетков выдержал диаконский экзамен и 15 июня был рукоположен во диакона к храму Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Царевококшайского уезда.

В кузнецовской церкви отец Петр служил и в первые годы советской власти. Одной из практикуемых большевиками форм дезорганизации приходской жизни стала мобилизация священнослужителей в тыловое ополчение. 26 января 1919 года в исполком Вараксинского волостного совета поступило постановление Ближне-Кузнецовского сельского общества с ходатайством об освобождении от призыва диакона Петра Кочеткова, которое гласило: «Признавая служение диакона Петра Васильевича Кочеткова полезным и необходимым … просить Царевококшайский уездный военный комиссариат об освобождении диакона Петра Кочеткова от военной службы и оставлении его при нашем храме для богослужения и исполнения религиозных нужд по приходу». В постановлении приходского совета храма села Кузнецово (март 1919-го) также говорилось: «Признавая служение диакона Петра Васильева Кочеткова полезным и необходимым при нашей церкви, … ходатайствуем об оставлении диакона Кочеткова от военной службы, причем диакон Кочетков никаких выступлений против советской власти не делал; при церкви служил по назначению».

1 января 1922 года отец Петр был переведен к Входо-Иерусалимской церкви города Краснококшайска. В предреволюционный период и в первые годы советской власти помимо церковного служения он работал по мобилизации счетоводом в различных кооперативах, после организации Марисоюза — Марийского союза потребительских обществ (ныне – Марпотребсоюз) с 1 июня 1921-го по 10 октября 1924-го занимал должности районного и областного инструктора, заведовал универмагом. В 1923 году в связи с арестом отца Петра в заявлении заведующей торговым отделом Марисоюза А. Панфиловой отмечалось: «Вследствие задержания отделом ГПУ заведующего розничным магазином и комиссионной торговли П.В. Кочеткова и потому, что у него находятся документы по магазину … прошу … об освобождении его на 3-4 дня для сдачи находящихся у него дел магазина». В сентябре того же года кооператоры просили освободить диакона Петра на поруки, так как присутствие его, как заведующего универсальным магазином, необходимо. 30 сентября было принято решение Кочеткова из-под стражи под поручительство правления Марисоюза до решения суда освободить, 23 декабря его отстранили от должности заведующего магазином на время следствия, 10 октября 1924-го он был уволен с работы, как служитель культа, при этом получил удостоверение о добросовестной работе в кооперации. В этот же период, с 1 октября 1919-го по 1923 год, отец Петр занимал должности счетовода и секретаря-письмоводителеля при Мироносицкой пустыни . В его ведении находились приходно-расходные книги, книги по учету имущества и инвентаря, вознаграждение за труд он получал натурой – продуктами, шерстью, холстом.

В 1924 году диакон Петр Кочетков был определен к Воскресенскому собору города Краснококшайска, весной 1925-го по просьбе прихожан и согласию арестованного к тому времени настоятеля собора протоиерея Василия Яхонтова был рукоположен во священника, хиротонию по некоторым сведениям совершил епископ Яранский Нектарий (Трезвинский). В это время в связи с образованием в 1920 году Марийской автономной области, арестами епископата Казанской, Вятской, Нижегородской епархий, распространением обновленчества и образованием в МАО соответствующего викариатства, принесением духовенством покаяния в уклонении в обновленчество встал вопрос об образовании в Краснококшайске Православного церковного управления староцерковников. 29 сентября 1925 года священник Петр Кочетков направил в административный отдел Облисполкома заявление: «Вследствие того, что несколько сел Краснококшайского кантона отошли от обновленчества и перешли в Православное общение, просим разрешения на созыв собрания духовенства и мирян для обсуждения вопроса об организации Православного церковного управления и выбора президиума». 18 ноября данное собрание состоялось, большинством голосов была признана необходимость образования Управления староцерковников, избран президиум Управления из 6 человек (3 представителя от мирян и 3 – от духовенства), в первый состав которого вошли миряне Василий Яковлевич Яковлев, Иосиф Силантьевич Петров, Василий Матвеевич Шабдаров, священник Петр Кочетков, диакон Николай Юричев, псаломщица городской Входо-Иерусалимской церкви Анна Ямщикова. На заседании, состоявшемся 18 января 1926 года, было принято положение о Краснококшайском православном церковном управлении староцерковников, правящим архиереем единогласно определен проживавший в Казани епископ Чебоксарский Афанасий (Малинин). К середине 1927 года в составе Управления староцерковников находилось около 45 религиозных общин.

Отец Петр состоял членом президиума указанного выше Управления около трех лет, стал одним из активнейших противников обновленчества в Марийском крае на протяжении 1920-х годов. Еще 16 октября 1922 года на собрании духовенства Краснококшайского кантона он отказался подписать документ о признании устава группы обновленческого духовенства «Живая церковь», в 1923-м за сопротивление обновленчеству был отрешен от должности во Входо-Иерусалимском храме. В июле 1927 года иерей Петр участвовал в освящении церкви святителя Митрофана Воронежского в Шеклянуре. После Литургии, на которой по разным оценкам присутствовало от 100 до 200 человек, батюшка произнес проповедь на марийском и русском языках, где говорил о неканоничности и духовной опасности обновленчества. Тесную связь поддерживал отец Петр и с отбывавшими в Краснококшайске ссылку священнослужителями, среди которых особо выделял одного из архиереев и протодиакона Петра Титкова, читавшего в Воскресенском соборе на клиросе, оказывал им материальную поддержку. В апреле 1926 года, на Вербное воскресенье, батюшка в проповеди говорил, что арестованный протоиерей Василий Яхонтов, также противившийся обновленчеству, заключен в тюрьму за веру Христову, 9 мая в соборе собирались подписи в защиту отца Василия.

Условия жизни верующих в советский период были тяжелыми, власти использовали любой повод для преследований. Еще в сентябре 1918 года отца Петра арестовывали в связи с так называемым Княжнинским восстанием, увозили в Царевококшайск на несколько часов, но затем освободили. В 1923 году, когда против братии Мироносицкой пустыни завели уголовное дело в растрате имущества, сокрытии церковных ценностей, хранении и распространении литературы контрреволюционного содержания, диакон Петр обвинялся сначала в умышленном сокрытии имущества и мошенничестве (статьи 185,188 УК РСФСР), а затем – в неприятии мер к сохранению церковного имущества (статья 113 УК РСФСР). На допросах 10 августа, 20 сентября, 10 и 20 ноября 1923 года виновным он себя не признал, на заседании Марийского областного суда 10 февраля 1924 года был оправдан.

3 сентября 1926 года в народный суд 1-го участка Краснококшайского кантона поступило новое следственное дело на отца Петра и председателя религиозной общины Воскресенского собора Виктора Елизаровича Татмышевского для привлечения их к ответственности, как якобы нарушивших установленный административным отделом облисполкома порядок проведения 7 августа крестного хода и водоосвящения на реке Кокшаге. Также в качестве обвинения предъявлялась позиция иерея Петра при закрытии 31 августа 1926 года Тихвинской церкви, когда батюшка якобы высказал мнение, что власть не вправе закрывать храм. Обвинялся отец Петр по статьям 103,123 УК РСФСР и был приговорен, по имеющимся сведениям, к 25 рублям штрафа.

21 ноября 1927 года в отношении священника Петра Кочеткова было заведено новое уголовное дело, где он назывался одним из участников Княжнинского восстания, обвинялся в антисоветской агитации (статьи 58-10, 59-7, 123,124 УК РСФСР). 24 ноября с него была взята подписка о невыезде, в которой значилось, что «из пределов Маробласти, за исключением приходских деревень, входящих в состав районов Больше-Чигашевского, Коряковского и Медведевского сельсоветов Краснококшайского кантона, без разрешения Мароблотдела ОГПУ впредь до окончания следствия по делу отлучаться никуда не буду, в чем и подписуюсь. Воскресенского собора священник Петр Кочетков».

На допросе 10 января 1928 года батюшка виновным себя не признал. Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 20 апреля того же года он был приговорен к трем годам заключения, отбывал наказание в Соловецком лагере ОГПУ. 10 апреля 1931 года отец Петр был приговорен к трем годам ссылки, находился в селе Усть-Цильма Коми области, работал в это время счетоводом и бухгалтером в райпотребсоюзе (6 месяцев), Рыбтресте (11 месяцев), Рыбаксоюзе (2 месяца), на Печерской сельхозопытной станции (1 год и 4 месяца). Получив в 1934 году разрешение на свободное проживание по территории СССР батюшка работал 1 месяц счетоводом на пассажирском пароходе «Коммунистка» и был уволен по сокращению штата. 1 ноября иерей Петр получил назначение к храму Рождества Христова села Пайгусово, 22 декабря 1934 года был переведен к Троицкой церкви села Малый Сундырь.

Мало-Сундырский храм стал последним местом служения батюшки. В окормляемый им приход входили 18 селений, 500 дворов, 10% паствы принадлежало к непоминающим, не признавшим его, как священника сергиевского поставления. Большая часть прихожан приняла нового пастыря, помогали выплачивать налоги на храм, которые резко выросли в 1937 году (3040 рублей против 1500 в предыдущие годы). Несмотря на эпидемии гриппа, сыпного тифа и скарлатины отец Петр в 1937 году ходил по приглашению на Рождество (8 и 9 января) и Крещение (20 января) по домам верующих с молебнами, а во время объявленного в феврале карантина каждый день приходил в храм для молитвы. В феврале-марте 1937 года на церковно-приходском совете обсуждалось решени Мало-Сундырского сельсовета о сносе церковной ограды, и было принято решение ходатайствовать перед Горномарийским райисполкомом об оставлении ее, а на фундамент школы выделить из церковных средств 1000 рублей. При этом райисполком обязал верующих в 10-дневный срок отремонтировать ограду, что и было исполнено. 16 мая 1937 года епископом Марийским Леонидом (Антощенко) в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка отец Петр был возведен в сан протоиерея. В августе того же года благочинный протоиерей Валериан Новиков предложил батюшке перейти на служение в Юрино, так как тамошние верующие просили второго священника. Отец Петр дал согласие и написал в декабре соответствующее заявление, но в связи с арестом епископа Леонида оно не было рассмотрено.

В начале апреля 1938 года протоиерей Петр Кочетков был арестован и помещен в Козьмодемьянскую тюрьму, обвинялся в агитации против колхозов, восхвалении царской власти, клевете на советскую власть и ВКП (б), призывах не подчиняться советским законам, распространении слухов о грядущей войне (статья 58-10, ч.2 УК РСФСР). На допросах 7,9 апреля, 23 мая, 13 июня 1938 года, очных ставках виновным он себя не признал. В заявлении от 25 июля 1938 года отец Петр писал, что следствие в отношении него проведено с нарушениями, показания его искажены, часть листов из дела изъяты, к подследственному применялось физическое насилие, просил вызвать дополнительных свидетелей и без них дело не разбирать.

26 июля 1938 года Специальная коллегия Верховного суда МАССР по статье 58-10, ч.1 УК РСФСР приговорила батюшку к 10 годам лишения свободы. Определением Уголовной коллегии Верховного суда РСФСР от 27 сентября 1938 года, появившемся в ответ на кассационную жалобу отца Петра, приговор предписывалось отменить, дело направить на новое рассмотрение в связи с тем, что на просьбу батюшки о вызове дополнительных свидетелей не было отказа, но и допрошены они не были. Вместо дополнительного расследования органы НКВД сфабриковали новое дело. Протоиерей Петр обвинялся в участии в контрреволюционной террористической группе камеры №5 Козьмодемьянской тюрьмы, ведении среди заключенных контрреволюционной агитации, участии в подготовке убийства дежурного наряда и побега заключенных с целью перехода границы Румынии. При этом арестованных не допрашивали, следствие велось с грубейшими нарушениями закона. 29 октября 1938 года тройкой НКВД по МАССР батюшка был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 31 октября в 20 часов, точное место погребения протоиерея Петра Кочеткова в настоящее время не известно. 

Ю. Ерошкин