Сайт Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии

Козуля Варлаам, епископ

Епископ Варлаам (Козуля)

(1.07.1871–10.10.1937)

Епископ Варлаам (Козуля)

Петр Карпович Козуля родился 1 июля 1871 года в селе Байбузовка Балтского уезда Подольской губернии в крестьянской семье. После окончания церковно-приходской школы 15 января 1886 года он поступил в число послушников Коржовецкого Рождество-Богородицкого монастыря, располагавшегося в Летичевском уезде Подольской губернии, где с 30 января 1886-го проходил послушание пономаря, а с 8 января 1893-го по 16 августа 1896-го — церковного уставщика и письмоводителя. 20 августа 1897 года будущий архипастырь был переведен в Грановский Спасо-Преображенский монастырь Подольской губернии, где со 2 октября 1897-го занимал должность учителя монастырской школы грамоты, 25 октября 1898-го был облачен в рясофор, 29 июля 1901-го настоятелем обители игуменом Мелетием (Шандровским) пострижен в монашество с именем Варлаам, 26 сентября того же года епископом Каменец-Подольским Христофором (Смирновым) рукоположен во иеродиакона, а 12 января 1903-го — во иеромонаха. 25 августа 1903 года батюшка был утвержден в должности казначея Грановского монастыря, что свидетельствовало о доверии к нему братии и епархиального начальства.

В 1904 году началась Русско-японская война в связи с чем 30 апреля 1905 года иеромонах Варлаам был командирован на Дальний Восток, в город Никольск, где проходил службу в Уссурийском сводном госпитале, духовно окормляя раненых. Батюшка прибыл к месту назначения 7 июня 1905 года, а 20 ноября того же года, вследствие расформирования госпиталя, откомандирован к прежнему месту служения, в Грановский монастырь. В память войны с Японией отец Варлаам был отмечен темно-бронзовой медалью на ленте, составленной из Александровской и Георгиевской лент, 1 февраля 1906 года награжден набедренником.

14 апреля 1907 года иеромонах Варлаам (Козуля) вместе с двумя насельниками Грановского монастыря был командирован Подольским епархиальным управлением в город Балту для устроения мужской монашеской обители. Поначалу он совершал богослужения в балтской кладбищенской церкви и заведовал местным приютом, основанным священником Феодосием Левицким в первой половине XIX века. На основе данного приюта и возводилась новая обитель, получившая имя преподобного Феодосия Великого. Официальное открытие монастыря состоялось 20 июня 1908 года, в торжествах приняли участие епископы Подольский и Брацлавский Серафим (Голубятников), Балтский Никон (Безсонов), множество верующих. Священник Феодосий Левицкий, подвижническая жизнь которого окончилась в 1845 году, был причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церкви решением ее Священного Синода от 18 апреля 2008 года.

Отец Варлаам служил в Балте до 1923 года, с 30 июня 1907-го управляя монастырем в качестве наместника. За эти годы в обители был возведен Покровский храм, освященный 21 ноября 1908 года, жилой корпус для братии с кухней и трапезной, двухклассная церковно-приходская школа, в которой отец Варлаам с 1 августа 1908-го был законоучителем, а с 15 сентября того же года — заведующим. В последующем в монастыре были выстроены книжная лавка, большой двухэтажный корпус с келиями. К 1911 году число насельников в обители было более ста, проживали здесь, среди прочих, монашествующие из Киева и даже с Афона. В Балтском монастыре развивались сапожное, портняжное, слесарное, кузнечное, столярное, бондарное ремесла, действовали свечной завод, пекарня, гостиница для богомольцев, богадельня. Возле церкви была выстроена колокольня с одиннадцатью колоколами, самые большие из которых весили 200, 50 и 30 пудов.

Труды отца Варлаама по возведению Балтской обители и управлению ею были отмечены. Его наградили медалью в память юбилея церковно-приходских школ, епископом Каменец-Подольским Серафимом (Голубятниковым) батюшка был возведен в сан игумена, а 24 июня 1909 года преосвященным Амвросием (Гудко), епископом Балтским, — в сан архимандрита.

В 1923 году, после закрытия Балтской Свято-Феодосиевской обители, архимандрит Варлаам (Козуля) был переведен в Бершадский Спасо-Преображенский монастырь, располагавшийся в Винницкой области, где также нес послушание настоятеля. В условиях открытых гонений со стороны новой власти с ее богоборческой идеологией, натиска обновленцев, архимандрит Варлаам показал себя исповедником Православия, вследствие чего в 1925 году был арестован харьковским ОГПУ, но осужден по недостатку доказательств не был. 1 августа 1926 года в Бершадском Спасо-Преображенском монастыре батюшка был рукоположен во епископа Бершадского, викария Подольской епархии. Особенно примечательно то, что в его хиротонии принял участие епископ Сергий (Куминский), который впоследствии стал предшественником владыки Варлаама в должности епископа Марийского.

После закрытия Бершадского монастыря, с октября 1928 года, епископ Варлаам жил в городе Браилове Жмеринского района Винницкой области, в 1928-1931 годах временно управлял Винницкой епархией, оставаясь при этом, вследствие ареста епископа Подольского Амвросия (Полянского), и управляющим Подольской епархией. В труднейших условиях гонений Владыка боролся с обновленчеством, поминал за богослужениями арестованных к тому времени Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и епископа Амвросия (Полянского). Кроме того, епископ Варлаам состоял в переписке с владыкой Амвросием, считал своим христианским долгом помогать ему материально.

Управляя Подольской и Винницкой епархиями, Владыка назначал священнослужителей на приходы, как по просьбе религиозных общин, так и самостоятельно, при условии того, что ставленники отвечали всем каноническим требованиям. Особое значение он придавал окормлению насельниц женского монастыря, расположенного в городе Браилове. Во время смятения умов, распространения множества «пророчеств» об уже пришедшем антихристе и скором конце света архипастырь призывал паству к трезвенной молитвенной жизни, называя такие взгляды шарлатанством.

Ревностное служение епископа Варлаама вызывало неудовольствие властей. 17 января 1931 года он был арестован и помещен в Винницкий дом предварительного заключения. Владыку ложно обвиняли в том, что он группировал вокруг себя «контрреволюционный элемент», создавая антисоветские группы, братства и сестричества, вел антисоветскую агитацию, говорил о предстоящей войне и гибели в ходе нее советской власти. Обвинение предъявлялось по статьям 54-10 и 54-11 УК УССР, что соответствовало статьям 58–10, 11 УК РСФСР.

На допросе, состоявшемся 8 мая 1931 года, своей вины в контрреволюционной деятельности Владыка не признал, показав, что его служение носит исключительно церковный характер. «Кто политически не благонадежен, мне совершенно не известно. Лично для меня политика чужда, и я никогда в своей жизни политикой не занимался и не занимаюсь», — говорил он. 17 июля 1931 года Особое совещание коллегии Харьковского ОГПУ приговорило епископа Варлаама к трем годам ссылки, в городе Булаеве Петропавловской области Казахстана он находился до 24 февраля 1934 года.

После возвращения из ссылки 21 апреля 1934 года Владыка был определен на Златоустовскую кафедру, став викарием Свердловской епархии. 5 сентября того же года он назначается епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. Архипастырь поселился в Сарапуле по адресу улица Пролетарская, дом 86. Под его началом поначалу находились приходы, располагавшиеся на территории Сарапульского, Осинского, Воткинского, Еловского, Чернушкинского, Щучье-Озерского, Куединского, Бардымского, Сосновского и Фокинского районов Свердловской области. В связи с выделением Сарапульского района из состава последней 21 декабря 1934 года епископ Варлаам направил письмо на имя архиепископа Кировского Киприана (Комаровского), из которого мы можем получить некоторые сведения о состоянии Сарапульской епархии того времени: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Простите, дорогой Владыко, что, будучи неведом Вам, дерзаю предстать пред лице Ваше. Промыслом Божиим и по воле Его святой теперь я Ваш покорный слуга и смиренно прошу принять меня, недостойного, под свое начало.

Вверенная мне Сарапульская епархия, по новому гражданскому делению, разделена надвое: Сарапульский и Воткинский районы отошли к Кировскому краю, остальные же восемь районов остались в Свердловской области; посему, чтобы сохранить значение Сарапульской епархии, как таковой, для славы Божией и пользы св<ятой> Церкви осмеливаюсь просить Вас, дорогой Владыко, не откажите сделать представление в Патриархию о причислении нескольких районов из новообразованного края к Сарапульской епархии… <…> Если благословите, об этом напишу и официально. Очень буду рад и счастлив, если Ваша святыня удостоите меня своего ответа.

Поручая себя святым молитвам Вашим, Вашего Высокопреосвященства покорный слуга и сослужитель во Господе смиренный Варлаам, епископ Сарапульский».

Однако решить вопрос об увеличении числа приходов быстро не удалось. В январе 1935 года под началом Владыки находилось 22 религиозных общины, из которых в Сарапульском районе 14, в Воткинском — 8. Служил архипастырь, как и ранее, в единоверческой церкви святого великомученика Георгия Победоносца города Сарапула. На Сарапульской кафедре епископ Варлаам находился чуть менее полугода, 17/30 января 1935-го был назначен епископом Осинским, временно управляя к тому же и Пермской епархией, а с 23 марта 1935 года жил в городе Муроме на покое.

Время было непростое. То тут, то там, в связи с арестами и перемещениями правящих архиереев, освобождались епископские кафедры. 9 июня 1935 года владыка Варлаам был определен епископом Марийским. По прибытии в Йошкар-Олу он направил в Марийскую областную комиссию по делам культов заявление о регистрации, к которому прилагались копия указа Московской Патриархии о назначении его епископом Марийским и три экземпляра анкеты, где содержались краткие сведения о жизни архипастыря. Вскоре Владыка получил уведомление в том, что он зарегистрирован в Марийском облисполкоме с правом совершения богослужений в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. Согласно упомянутой выше анкете, проживал епископ Варлаам в Йошкар-Оле, на улице Льва Толстого, в доме 90 «в».

Находясь на Марийской кафедре, Владыка совершал богослужения, окормлял духовенство и паству, противостоял обновленчеству. Об этом свидетельствует и заявление обновленческого церковного совета йошкар-олинского Вознесенского храма, поданное в горсовет в 1935 году: «Настоящим покорнейше просим городской совет передать нам квартиру по ул. Льва Толстого…, в которой проживает тихоновский архиерей Козуля. <…> Согласно закона и постановления г<ородского> совета г. Йошкар-Ола община старая тихоновская перестала существовать, а также и церковный старый совет. Следовательно… дом должен быть передан для обновленческого церковного управления. Кроме всего, тихоновский старый отжитый штаб не перестает действовать в пределах г. Йошкар-Олы. Всюду ведется тихоновская агитация, держатся за старое. Ходят ихние священники по домам исповедовать, отпевать покойников и на кладбище, крестить младенцев на дому. <…> А закон дорогого рабоче-крестьянского правительства ясно указывает и предупреждает, что каждый служитель культа может осуществлять свою деятельность только в том районе, в котором находится его молитвенное здание и проживают граждане того религиозного объединения, которое он обслуживает. На основании всего изложенного церковный совет просит горсовет ликвидировать эти незаконные действия старой тихоновщины, приостановить ихнее хождение по домам».

В июне 1936 года под омофором владыки Варлаама находились 92 прихода, на которых служили 96 штатных священников, 18 диаконов, 15 псаломщиков. 9 священников, 3 диакона и 1 псаломщик находились за штатом. 11 июня 1936 года из Яранской в Марийскую епископию перешел приход села Килемары, в то же время несколько церквей были упразднены. Например, под зернохранилища закрыли храмы сел Оршанка, Мамсинер, Орша, клирики которых, не оставили свою паству, продолжая совершать богослужения на дому.

В условиях гонений за веру епископ Варлаам ободрял духовенство и верующих, благословляя их на подвиг исповедничества и мученичества за Христа. Например, 21 декабря 1936 года Владыка издал указ о назначении архимандрита Серафима (Павловского) к Вознесенской церкви села Помъялы (Кужмара) Звениговского района МАО. К документу прилагалось письмо, свидетельствующее о том, что архипастырь ревностно заботился о нравственном состоянии вверенных ему духовенства и верующих: «Дорогой отец Серафим! Предлагаю Вам занять священническое место в с. Кужмару Звениговского района, от ст. Шолонгер в 14 километрах. Приход очень хороший, прихожане все марийцы, к церкви очень прилежные. Там священник умер еще в начале ноября, прихожане жаждут священника и с нетерпением ждут его, и я боюсь, как бы не захватили приход не православные батюшки, грех будет. Поэтому прошу, приходите ко мне завтра, захватив с собою все нужное и необходимое, а также паспорт и справки из сельсовета, что за вами нет никаких налогов. Здесь получите бумагу и поедете в Кужмару, думаю, что и Вы будете довольны, и я буду доволен, что удовлетворю просьбу прихожан ввиду наступающих Рождественских праздников. Мне передали, что Вы желаете оставаться дома до переписи. Это долго ждать и перепись не помешает ни в чем, где бы Вы ни были в этот момент. Итак, жду Вас, приезжайте. Бог благословит! Отказываться нельзя, послужите некоторое время, поступите, как захотите. С любовью к Вам, епископ Варлаам». Фактически это было благословением на мученичество. И крест этот архимандрит Серафим (Павловский) понес с честью — 29 сентября 1937 года он был арестован в Кужмаре по ложному обвинению, а затем расстрелян 8 декабря того же года.

Пострадал за веру Христову и епископ Варлаам (Козуля). В Йошкар-Оле Владыка служил до 29 января 1937 года, затем был направлен в Сызрань, а 23 мая того же года назначен епископом Оренбургским и Тургайским. Проживал архипастырь в Оренбурге по адресу улица Нижегородская, дом 87. Здесь 2 августа 1937 года он был арестован и заключен во Внутреннюю тюрьму НКВД. Владыку ложно обвиняли в руководстве антисоветской церковно-сектантской, повстанческой организацией, шпионаже в пользу Японии и Германии, контактах с «японской военно-казачьей фашистской организацией», подготовке восстания против советской власти, антисоветской агитации. 9 октября епископ Варлаам (Козуля) был приговорен тройкой УНКВД СССР по Оренбургской области к расстрелу. Приговор привели в исполнение 10 октября 1937 года в 21 час в Зауральной роще вблизи Оренбурга.

Ю. Ерошкин