Преподобномученики Лаврентий (Никитин) и Серафим (Кузьмин)

Преподобномученики

Лаврентий (Никитин) (1872—10.09.1918)

и Серафим (Кузьмин) (1870—10.09.1918)

Среди множества мучеников, пострадавших за веру Христову в XX веке в России, есть немало священнослужителей, монашествующих и мирян, подвизавшихся на территории Марийского края. В число ныне прославленных Церковью монашествующих входят игумения Тамара (Сатси), жизнь которой связана с Козьмодемьянским Свято-Троицким женским монастырем, иеромонах Варлаам (Похилюк), служивший в Троицком храме села Помары, а также насельники Сурского Михаило-Архангельского мужского монастыря иеромонахи Лаврентий (Никитин) и Серафим (Кузьмин), проживавшие к моменту кончины в Казанском Свято-Успенском Зилантовом монастыре.

Иеромонах Лаврентий (в миру — Леонтий Никитин) родился в 1872 году в Ядринском уезде Казанской губернии в крестьянской семье. В 1895 году он поступил в Сурский Михаило-Архангельский мужской монастырь, где в августе 1902-го был пострижен в монашество с именем Лаврентий, в октябре 1907-го рукоположен во иеродиакона. В феврале 1908 года по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского) отец Лаврентий был переведен в Казанский Свято-Успенский Зилантов монастырь. Данная обитель была основана царем Иоанном Грозным по взятии Казани в 1552 году на так называемой Зилантовой (с татарского — Змеиной) горе. В предреволюционные годы насельники монастыря под водительством благочестивого и образованного архимандрита Сергия (Зайцева) вели строгую иноческую жизнь. Настоятель обители нес послушание благочинного II округа монастырей Казанской епархии, был известен своим умением умиротворять возникающие в обителях раздоры и нестроения. Своей подвижнической жизнью, высокими нравственными качествами архимандрит Сергий снискал среди монашествующих и жителей Казани любовь, уважение и непререкаемый авторитет.

После перевода в Зилантов монастырь иеродиакон Лаврентий (Никитин) 22 марта 1909 года был рукоположен во иеромонаха, в апреле того же года назначен исполняющим обязанности казначея обители. В сентябре 1909 года Казанская Духовная консистория назначила батюшку заведующим Аштавай-Нырской Свято-Никольской мужской монашеской общиной, но аскетичный и богобоязненный, ищущий не славы, но спасения, отец Лаврентий отказался от сего назначения, опасаясь, что по немощи своей не сумеет достойно управлять монашествующими. Оставшись в Зилантовом монастыре, батюшка был утвержден в должности казначея, каковую исполнял с 1 февраля 1910 года до последних своих земных дней.

Октябрьская революция 1917 года и изменение положения Церкви в стране не обошли и Зилантов монастырь: земли, угодья обители были конфискованы, число насельников сократилось. В июле 1918 года архимандрит Сергий (Зайцев) обратился в Казанский епархиальный совет со следующей просьбой: «Вследствие крайнего недостатка в священнослужителях, кои вместе с исполнением очередного служения исполняют и послушания послушников, поют и читают на клиросе, ибо последних в вверенном мне монастыре почти совсем не имеется, покорнейше ходатайствую пред Епархиальным начальством о перемещении иеромонаха Михаило-Архангельского монастыря Серафима во вверенный мне Зилантов монастырь, тем более, что последнему, как видно из прилагаемого при сем прошения, тяжело и невыносимо стало жить в Михаило-Архангельском монастыре из-за племенной розни».

Иеромонах Серафим (в миру – Симеон Кузьмин) родился в 1870 году в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии в крестьянской семье. Он окончил сельскую школу, в Сурский Михаило-Архангельский монастырь поступил 7 апреля 1903 года, был облачен в рясофор 12 декабря 1904-го, пострижен в монашество 7 апреля 1907-го, рукоположен во иеродиакона 20 июля 1910-го, во иеромонаха — в 1913 году. В 1914 году отец Серафим был призван на военную службу и исполнял обязанности пастыря при полевом подвижном госпитале, стремясь утешить страждущих, ободрить словом надежды раненных, отсечь последние сомнения и исповедать умирающих. По возвращении с фронта в 1916 году, батюшка был награжден набедренником и назначен исполняющим обязанности ризничего монастыря, в клировой ведомости обители о нем говорилось «Поведения хорошего, способный».

Революционные годы ознаменовались обострением размежеваний на национальной почве, затронула эта проблема и марийские монастыри. 14 июля 1918 года иеромонах Серафим направил на имя архимандрита Сергия (Зайцева) следующее прошение: «В настоящее тревожное время в Михаило-Архангельском черемисском монастыре, в коем в очень значительном количестве преобладают черемисы, образовалась племенная рознь между черемисами и чувашами, почему последним жизнь становится невыносимой. Не желая наводить на больший грех и неприятности, я, как чуваш, считаю более благопристойным и разумным уйти из Михаило-Архангельского черемисского монастыря, в нем прожил 16 лет. А потому прошу Вас, Ваше Высокопреподобие, хлопотать пред Епархиальным начальством о перемещении меня в вверенный Вам Успенский Зилантов монастырь». Рассмотрев соответствующий рапорт архимандрита Сергия и прошение отца Серафима, Казанский епархиальный совет постановил: «Перевести иеромонаха Михаило-Архангельского монастыря Серафима, согласно его просьбы и рапорта настоятеля Успенского Зилантова монастыря Архимандрита Сергия, в Успенский Зилантов монастырь».

В августе 1918 года Казань была занята белочехами. На Зилантовой горе, почти перед входом в обитель, были установлены два орудия, из которых обстреливали красных. А когда в ночь на 10 сентября белочехи оставили Казань, вместе с ними ушло почти 60 тысяч горожан, напуганных слухами о красном терроре. Насельники Зилантова монастыря остались в городе, те, кто в связи с военными действиями разместились временно в других монастырях, вернулись в пределы родной обители.

Рано утром 10 сентября красноармейцы захватили монастырь, начали мародерствовать, ища тех, на ком выместить злобу. За неимением белочехов, большевики решили отомстить беззащитным инокам обители, у стен которой были установлены орудия, в чем красноармейцам виделись злонамеренность и контрреволюционность. Насельники монастыря в это время собрались в трапезной после последней в своей жизни Литургии. В этот день праздновалась память преподобного Моисея Мурина, и по монастырскому уставу за трапезой читалось житие чтимого в этот день праведника. Преподобный Моисей, родом из Эфиопии, раб знатного человека, был изгнан за худое поведение и сделался предводителем разбойников. Однако благодать Божия коснулась его сердца и он, раскаявшись, удалился в один из египетских монастырей, где долгие годы провел в посте, молитве, пока, наконец, не одолел греховных помыслов и не удостоился сана пресвитера. Скончался преподобный Моисей около 400 года мученической смертью: вместе с шестью верными учениками он был зверски убит напавшими на обитель варварами...

Спустя 1500 с небольшим лет в Казанский Успенский Зилантов монастырь пришли новые варвары, вытолкали насельников обители из трапезной, выстроили братию у стены монастырского двора и расстреляли. Чин отпевания и погребения архимандрита Сергия и убиенных с ним иноков совершил архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (Удалов), ставший впоследствии епископом и также прославленный ныне в лике священномучеников.

20 августа 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви состоялось прославление иеромонахов Лаврентия (Никитина) и Серафима (Кузьмина) в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память преподобномучеников Лаврентия и Серафима празднуется в день соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 25 января/7 февраля (или в ближайшее после этого дня воскресенье), в день их мученической кончины — 28 августа/10 сентября и в день памяти собора Казанских святых 4/17 октября.

Ю. Ерошкин

Использованы материалы сайта kazan-mitropolia.ru