Леонид (Антощенко), священномученик

Священномученик Леонид (Антощенко)

(6/19.08.1897–7.01.1938)

Леонида (Антощенко), священномученик

Лаврентий Евтихиевич Антощенко родился 6/19 августа 1872 года в деревне Мало-Николаевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в крестьянской семье. Он обучался в двухклассном народном училище, 30 мая 1896 года поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, 26 мая 1898-го был определен послушником выше указанной обители. Через шесть лет, 30 июля 1904 года, Лаврентий Антощенко был переведен в Московский кафедральный Чудов монастырь, где 8 августа 1905-го пострижен в монашество с именем в честь мученика Леонида, память которого празднуется Церковью 8/21 августа, а 16 октября того же года рукоположен во иеродиакона. Во время проживания в данной обители отец Леонид нес клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен его казначеем. «Поведение весьма хорошее, к послушаниям способен» – так говорится о нем в сохранившейся клировой ведомости тех лет.

26 марта 1910 года иеродиакон Леонид (Антощенко) был назначен заведующим Санкт-Петербургским подворьем Пекинской Духовной миссии. В связи с этим наместник кафедрального Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский), впоследствии епископ, составил для отца Леонида удостоверение, свидетельствующее, кроме прочего, и о том уважении, которым пользовался будущий священномученик среди братии: «Сим удостоверяю, что иеродиакон Леонид назначен настоятелем Пекинского миссионерского подворья в Петербург не по собственной просьбе, а по предложению, так что в данном случае он исполняет монашеское послушание, а в Чудовом монастыре он всегда может быть желательным насельником».

По назначении заведующим Санкт-Петербургским подворьем иеродиакон Леонид (Антощенко) 10 апреля 1910 года был рукоположен во иеромонаха епископом Нарвским Никандром (Феноменовым), хиротония состоялась в Лазаревской церкви Александро-Невской лавры. В 1911 году батюшке было поручено строительство храма Пекинской миссии в Санкт-Петербурге, закладку которого 8 мая того же года совершил епископ Вологодский Никон (Рождественский). С данным послушанием отец Леонид справлялся успешно: уже к осени был выстроен нижний храм во имя Архистратига Божия Михаила, который 6 ноября 1911 года освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). После богослужения верующие, в знак признания заслуг батюшки, подарили ему золотой наперсный крест с украшениями. 14 августа 1913 года тогдашний начальник Пекинской Духовной миссии епископ Иннокентий (Фигуровский) освятил в честь Рождества Христова верхний храм, а 1 декабря того же года был освящен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. К 1914 году постройка церкви и прилегающих к ней строений была завершена полностью. Свидетельством доверия к иеромонаху Леониду были и другие ответственные поручения: 3 августа 1913 года он освящал часовню во имя Спаса Нерукотворного на территории Московского подворья Пекинской Духовной миссии, 18 октября 1914-го участвовал в освящении храма Московского подворья.

Одной из главнейших задач руководимого отцом Леонидом подворья был сбор средств в пользу миссии, располагавшейся в Китае, не имевшей особых доходов и нуждавшейся в пожертвованиях. В год празднования 300-летия Дома Романовых в память этого события в Пекине было решено воздвигнуть величественный собор, а сотрудники Санкт-Петербургского подворья приняли активное участие в сборе средств на это благое дело. В январе 1914 года на страницах выходившего в Санкт-Петербурге журнала «Китайский благовестник» появилось следующее объявление: «Лиц, желающих внести свою лепту на построение собора, благоволят посылать пожертвования по следующему адресу: С. Петербург, Воронежская ул., 110, Подворье Пекинской Духовной Миссии; для Духовной Миссии в Пекине».

С декабря 1912 года при Санкт-Петербургском подворье действовала церковно-приходская школа, где иеромонах Леонид (Антощенко) преподавал Закон Божий, проводил пастырские беседы, занимался с верующими церковным пением. Здесь же были устроены приют для китайских детей, обучавшихся в Петербурге, справочное бюро для отправлявшихся на Дальний Восток, школа певчих, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. При Подворье располагалось Общество трезвости, деятельность которого была особенно важна в связи с тем, что оно находилось в районе «по преимуществу с рабочим населением; пьянство, разврат, невежество и другие темные явления … указывали на необходимость развития религиозно-просветительской деятельности». К 1914 году общество насчитывало более тридцати тысяч человек, по заведенному обычаю каждодневно за богослужениями утром и вечером происходила запись желающих дать обет трезвости.

В том же году у Санкт-Петербургского подворья появился «филиал»: жители пригородного поселка Отрадное пожертвовали Пекинской миссии землю для возведения храма, что было утверждено Высочайшим указом от 1 августа 1914 года. 19 августа иеромонах Леонид (Антощенко) служил здесь Литургию во временной деревянной церкви. «Этот временный барак-храм является пунктом, объединяющим всех жителей Отрадного, здесь, по-видимому, всякий чувствует себя как дома, и отношение жителей к храму самое благожелательное, каждый старается в чем-нибудь потрудиться для своего храма», — писал батюшка впоследствии. Эту особую атмосферу отмечал и ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, епископ Ямбургский Анастасий (Александров), совершивший богослужение в Отрадном 17 августа того же года. После Литургии Владыка обратился к молящимся с прочувствованным словом, в котором сказал, что, несмотря на крайнюю бедность данной церкви, он «ни в одном богатом храме не молился так горячо, как здесь».

Труды иеромонаха Леонида (Антощенко) на ниве Христовой получили признание. Еще в 1913 году, после освящения верхнего храма Санкт-Петербургского подворья, по ходатайству епископа Иннокентия (Фигуровского) Святейший Синод вынес постановление о награждении его «за отлично-усердную и полезную службу Церкви Божией» наперсным крестом, в 1919-м батюшка был возведен в сан архимандрита.

В результате революции октября 1917 года и в ходе последовавшей за ней гражданской войны связи Пекинской Духовной миссии с ее Петроградским подворьем были прерваны. А после закрытия Подворья в 1919 году храм, располагавшийся в Петрограде на Воронежской улице, стал приходской церковью, а архимандрит Леонид (Антощенко) – ее настоятелем. Батюшка был также председателем церковной двадцатки, пользовался у верующих огромным авторитетом. В выписке из протокола заседания общего собрания прихожан от 26 ноября 1922 года читаем: «Принимая во внимание заслуги архимандрита Леонида, как председателя прежнего состава двадцатки, выразившихся в его тактичности и административной твердости, проявившихся, главным образом, при изъятии церковных ценностей… просить отца Леонида встать во главе вновь избранной двадцатки в качестве Председателя». При возглавляемом батюшкой храме действовало Братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек и способствовавшее сохранению веры в душах жителей Ленинграда. Конечно, быть настоятелем церкви в условиях жестоких гонений за веру было нелегко: в 1922 году отец Леонид был арестован ОГПУ и провел в заключении один месяц.

Архимандрит Леонид (Антощенко) проживал в Ленинграде до лета 1927 года. Свидетельством его духовной опытности, доверия к нему стало то, что 26 июня того же года он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал Владыка в Переславле, на улице Трубежной в доме номер 15. Епископ Леонид совершал богослужения, рукоположения во священный сан, принимал у себя жаждавших утешения и духовного руководства священнослужителей и мирян. К 1930 году под его началом в Переславле действовало 18 церквей, в городе находились мощи святых Ярославских чудотворцев. Храм, где пребывали святыни, служил местом паломничества, тысячи прихожан собирались здесь во дни церковных праздников, многие получали исцеление от душевных и телесных недугов. В 1928 году верующие выступали против закрытия городского соборного храма, а после упразднения его просили возвратить купленное на их средства церковное имущество и почитаемую икону Ростовских чудотворцев. Под соответствующим заявлением в органы власти стояло сорок подписей.

Оживление религиозной жизни на территории Переславль-Залесского викариатства не устраивало советскую власть. 1 февраля 1930 года епископ Леонид (Антощенко) был арестован по ложному обвинению в антисоветской деятельности, противодействии мероприятиям властей, хранении контрреволюционной литературы, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей. На единственном допросе, состоявшемся в день ареста, своей вины Владыка не признал, показав, что «контрреволюционной деятельности в своей епархии не замечал, был связан с духовенством по служебным вопросам». 2 марта того же года решением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области епископ Леонид был осужден на пять лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области. Заключенные практически вручную строили здесь земляное полотно для железной дороги Пинюг-Сыктывкар, землю возили на тачках, трудились при сильнейших морозах, легко одетые. Работая на строительстве железной дороги, Владыка духовно окормлял христиан, находившихся в лагере: исповедовал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы, и даже совершил монашеский постриг. По воспоминаниям очевидцев, «худенький, с небольшим чуть продолговатым лицом… и большой открытой улыбкой в сочетании с искрящимися радостью глазами он вызывал в общающихся с ним ответную духовную радость».

По освобождении из заключения, в сентябре 1932 года, владыка Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Вскоре его сослали в город Балахну Нижегородского края, архипастырь поселился здесь в маленьком домике в два окна, ежедневно ходил в церковь. В 1933 году последовала новая ссылка — в город Сенгилей близ Ульяновска. Отсюда Владыка посылал письма-утешения своим духовным чадам — «внучатам», часто подписывая их «Дедушка». Из этих посланий мы можем составить представление о жизни архипастыря в тот период, о его духовном руководстве своими чадами. 31 марта 1934 года епископ Леонид писал: «Я, слава Богу, пока здоров и благодушен. Благодаря заботам старых друзей ни в чем не нуждаюсь. …Никто и ничто не нарушает здесь моего уединения. По-прежнему ежедневно хожу в храм Божий, где вспоминаю молитвенно вас всех». А вот фрагмент из письма, датированного 1 сентября 1934 года: «Предстоящая жизнь пусть тебя не смущает. Пусть боятся и дрожат за свою будущность те, которые не имеют упования. Наша же будущность ясна, как на ладони. Дорога, по которой нам надлежит идти, уже прекрасно проторена. Конечная цель ясна, и хорошие результаты обеспечены. Будем благодушны и верны».

Срок данной ссылки закончился 10 декабря 1934 года. 29 декабря епископ Леонид был на приеме у заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и получил назначение на Кунгурское викариатство Пермской епархии, куда прибыл 30 января 1935 года. В должности епископа Кунгурского Владыка пребывал до марта 1935 года, а затем некоторое время находился на покое, поселившись 29 июня того же года в селе Теряева Слобода Волоколамского района Московской области, в церкви которого совершал богослужения. «Живу я близ храма. Храм прекрасный. Службы совершаются четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу. Накануне воскресных и праздничных дней служатся всенощные. …Вблизи находится Иосифовский монастырь с великолепной рощей и озерами. Сейчас здесь дышится очень хорошо, и я буду очень рад своих дорогих внучат видеть здесь. Добро пожаловать!» — так описывал Владыка свою жизнь под Волоколамском.

После новой встречи с митрополитом Сергием (Страгородским), состоявшейся в июле 1936 года, епископ Леонид был направлен в Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить. Последним местом архипастырских трудов Владыки стала Марийская епархия, куда он был назначен в марте 1937 года. «Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю», — вспоминал архимандрит Сергий (Савельев), постриженик Владыки, о проводах его в МАССР. Епископ Леонид поселился в Йошкар-Оле по адресу Зарубинская 4 (ныне — ул. Комсомольская), а с 1 октября 1937 года перебрался в село Семеновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Руководствуясь указаниями митрополита Сергия (Страгородского), с которым вновь встречался в июне 1937 года, владыка Леонид управлял приходами Марийского края, совершал рукоположения во священный сан, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что во второй половине 1930-х годов для МАССР было по-прежнему актуально. Например, Вознесенская церковь — последняя из не закрытых к середине 1930-х годов в Йошкар-Оле, в июне 1935 года перешла в руки обновленцев. Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, таким образом, стал оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи. По воспоминаниям очевидцев епископ Леонид был вежлив, скромен, аккуратен, нетороплив. Люди подходили к нему за советом и утешением, он встречал всех приветливой улыбкой, благословлял. Особенно замечал Владыка детей, старался ободрить их, погладить по голове, раздавал нехитрые гостинцы.

Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида (Антощенко) в МАССР религиозная жизнь населения республики активизировалась. Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей: 21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. На допросах 22 и 27 декабря виновным в контрреволюционной деятельности он себя не признал, 29 декабря тройка НКВД по МАССР приговорила епископа Леонида к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова.

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года имя епископа Леонида (Антощенко) было включено в собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память святого празднуется в день его мученической кончины 26 декабря/8 января и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Ю. Ерошкин