Холманских Людмила, игумения

Игумения Людмила (Холманских)

(28.03/10.04.1850–13.05.1927)

Игумения Людмила (Холманских)

Евдокия Васильевна Холманских родилась 28 марта/10 апреля 1850 года в починке Антроповском Молосниковской волости Котельничского уезда Вятской губернии в семье крестьян Василия Александровича и Наталии Хрисанфовны Холманских. Данный починок входил в приход Троицкой церкви села Екатерининское, где и крестили будущую подвижницу благочестия. 23 февраля 1871 года Евдокия Холманских была принята в число послушниц Вятского Спасо-Преображенского женского монастыря, а 1 марта того же года по благословению епископа Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева) облачена в рясофор. Проживая в обители, матушка несла клиросное, рукодельное, регентское послушания, в клировых ведомостях монастыря тех лет о ней говорится: «Хороших качеств, способна к послушаниям».

В 1900 году послушница Евдокия Холманских совместно с тремя сестрами монастыря направила на имя епископа Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) следующее прошение: «Имея желание навсегда посвятить себя иноческой жизни, к которой мы уже несколько лет себя приготовляли, смиреннейше просим, припадая к стопам Вашего Преосвященства, не благоволено ли будет удостоить нас принять в число монахинь с пострижением в мантию». Данное ходатайство поддержала и тогдашняя настоятельница Спасо-Преображенского монастыря игумения Евгения, сообщившая, что указанные насельницы по своим нравственным качествам являются «благонадежными и способными к монашеской жизни». Благословение епископа Алексия было получено, и 25 июля 1900 года послушница Евдокия Холманских была пострижена в монашество с именем Людмила благочинным монастырей Вятской епархии архимандритом Максимилианом (Иконниковым). Монахиня Людмила отличалась особым благочестием, была проникнута духом строгой монашеской жизни, сведуща в монастырском уставе. Вместе с матушкой в Вятском Спасо-Преображенском женском монастыре подвизались ее сестры и племянница.

Приобретенный в Вятке опыт монашеской жизни помогал монахине Людмиле в ее дальнейших трудах. С 1901 года судьба матушки была связана с Куженерской Свято-Никольской женской монашеской общиной, преобразованной 30 мая 1910 года в монастырь. Место, где была основана данная обитель, почиталось верующими издавна. В XIX веке в полуверсте от деревни Куженер находился источник холодной прозрачной воды. Один из крестьян расположенной неподалеку деревни Большой Сабанер, страдавший от головной боли и воспаления глаз, пришел сюда, умылся и почувствовал облегчение, а вскоре и совсем выздоровел. В ознаменование чудесного исцеления он поставил у ключа столбик с иконой святого великомученика Пантелеимона, а священник Троицкой церкви села Токтай-Беляк Николай Зорин совершил на источник крестный ход и отслужил здесь молебен. Проникнувшись молитвенным духом, батюшка произнес: «Рано ли, поздно ли будет здесь храм Божий, а может быть и монастырь». Первоначально же по инициативе причта токтай-белякской церкви над ключом была построена и 14 сентября 1884 года освящена каменная часовня.

Мысль об открытии в Куженере монастыря не была потеряна. Устройство монашеской общины здесь поначалу взяли на себя рясофорные послушницы Свияжского женского монастыря, а первой выразила желание поселиться при часовне Екатерина Смоленцева, дочь крестьянина деревни Большой Сабанер. Первые одиннадцать месяцев сестры жили в доме брата Смоленцевой, Феодора Матвеевича, а затем на средства благотворителей был построен небольшой одноэтажный дом, в котором в 1897 году и поселились восемь первых насельниц будущей обители.

Людмила Холманских, тогда еще рясофорная послушница, впервые прибыла в Куженер в том же 1897 году для выяснения условий, способствующих или препятствующих открытию здесь монашеской общины. Матушка и ее сестра, послушница Мария, организовали при часовне хор, знакомились с окружающим населением. 31 июля 1897 года Вятская Духовная консистория приняла решение о преобразовании куженерской часовни в церковь, 5 сентября 1898-го храм освятили во имя святителя Николая Чудотворца.

31 мая 1901 года Вятская Духовная консистория издала указ, согласно которому монахиня Людмила (Холманских) переводилась в Куженер для постоянного жительства. «Так как на месте, где предполагается открытие общины, проживают уже 26 лиц женского пола, подготовляющих себя к поступлению в число сестер общины, и так как лица эти не имеют за собою определенного и постоянного надзора, … командировать на место открытия общины … рекомендуемую настоятельницею Вятского женского монастыря монахиню сего монастыря Людмилу (Холманских), … благонадежную и вполне подготовленную для сего назначения», — значилось в указе. 6 июня того же года матушка Людмила с тремя родными сестрами Анисией, Марией и Наталией, а также племянницей Наталией, прибыла в Куженер.

В 1901 году правящим архиереем Вятской епархии был назначен епископ Никон (Софийский). Именно при нем 31 декабря того же года Святейший Синод официально учредил в Куженере женскую монашескую общину. Первое время сестры жили в тесноте, храм также был невелик, в праздники от духоты в нем гасли свечи и лампады. Беспокоило монахиню Людмилу и то, что школа при общине не имела своего здания, занятия проходили в неприспособленном частном доме.

Поскольку население приходских деревень было бедным, насельницы в тот период жили главным образом на пожертвования яранского купца Ф.Я. Рощина, впервые посетившего Куженер и ставшего благотворителем общины в 1900 году. Несмотря на возраст и болезни, Феодор Яковлевич энергично помогал настоятельнице в хозяйственных делах, беседовал с крестьянами, располагая их к пожертвованиям на благоустроение общины, старался улаживать неприятности и трения, возникавшие у насельниц с подрядчиками и рабочими. Ф.Я. Рощин заботился об обители до последних дней своих. Скончался он в 1916 году и был погребен на территории монастыря.

15 августа 1904 года при участии епископа Вятского Никона (Софийского) в общине состоялось торжество закладки церкви во имя Преображения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Серафима Саровского. Кладка храма была закончена в 1909 году, сестры общины написали иконы, в Яранске изготовили иконостас. К 1910 году общее число насельниц будущего монастыря составило 127 человек. Сестры занимались живописью и чеканкой, позолотой по дереву, башмачным делом, столярным и токарным ремеслом, пчеловодством. При общине действовала церковно-приходская школа. 27 ноября 1909 года в Куженере состоялся первый монашеский постриг. Родные сестры настоятельницы Мария и Наталия Холманских были наречены соответственно Есфирью и Марией, а пострижение совершил тогдашний настоятель Яранского Пророчицкого мужского монастыря игумен Геннадий.

Монахиня Людмила (Холманских) играла в деле обустройства общины огромную роль. Очевидец писал о ее трудах: «С 3—4 часов утра она уже за работой. Сама покупает строевой лес, привозимый крестьянами, сама производит расчет с крестьянами за купленные бревна, доски, кирпич и другие строительные материалы. С раннего утра до самой поздней ночи видишь ее то в храме за богослужением, то в кельях сестер, то на постройке. На простых санках зимой, или небольшом тарантасе летом едет она за десятки верст, то к лесничему за покупкою строевого леса или дров, то в деревню к крестьянам за строительными материалами, для приискания рабочих, для арендования пахотной или сенокосной земли, необходимой для хозяйственных нужд общины; при всем том находит время руководить хором певчих, присутствует на спевках, поет и в храме. Немало приходилось переносить ей неприятностей от рабочих, тревожиться от разных ложных слухов, испытывать огорчения, неизбежные и во внутренней жизни общины. Прибавьте к этому частую нужду в денежных средствах, необходимых для построек, телесные немощи, которые она старалась преодолевать силою воли и молитвой,– и весь трудный подвиг, который несла уважаемая матушка, в ярких чертах обрисуется пред умственным взором вашим». Труды монахини Людмилы во славу Божию и на пользу ближних были отмечены: 12 мая 1909 года ее наградили золотым наперсным крестом.

Живя по монастырски, община не имела официального статуса женского монастыря. Управлявший с 1904  года Вятской епархией епископ Филарет (Никольский) возбудил в связи с этим соответствующее ходатайство. Указом Святейшего Синода от 17 мая 1910 года Куженерская Свято-Никольская женская монашеская община была преобразована в монастырь. Это знаменательное событие совпало с завершением строительства Спасо-Преображенского храма обители, чин освящения которого Преосвященный Филарет назначил на 30 мая 1910 года.

На торжества в монастырь приехало множество богомольцев, были даже паломники из Нижегородской губернии, пришедшие за 400 верст. Многие песнопения на Всенощном бдении, некоторые ектении и возгласы звучали на родном для большинства прихожан луговом марийском языке. 30 мая на Литургии Спасо-Преображенский храм, рассчитанный на три тысячи человек, не смог вместить всех желающих: на службу собралось почти десять тысяч. Богослужение совершалось архиерейским чином, епископу Филарету (Никольскому) сослужили 17 священников и 5 диаконов. В ходе торжеств монахиня Людмила (Холманских) была возведена в сан игумении.

К 1914 году в Свято-Никольском монастыре проживало уже около 200 насельниц. В хозяйстве имелись огород, скотный двор, действовали рукодельная, иконописная, позолотная мастерские. При обители был основан приют для девочек, воспитанницы его несли в монастыре различные послушания, привыкали к чистоте, аккуратности и порядку. Преподававшие в школе при монастыре иерей Димитрий Макматов, супруга его Анна Дмитриевна, послушницы обители Наталия Холманских и Александра Обухова старались научить детей читать и писать. Большое внимание уделялось Закону Божию, заучиванию тропарей, кондаков, некоторых молитв, ученицы неопустительно посещали богослужения, регулярно исповедовались и причащались.

Свято-Никольский женский монастырь действовал до 1918 года. В январе 1919-го на базе хозяйства обители по распоряжению Наркомпроса РСФСР создали Куженерский опытно-показательный городок имени III Интернационала. Монастырский храм был зарегистрирован в качестве приходского и действовал до мая 1931 года. Впоследствии в его здании размещались техникум, клуб, а в 1956 году оно было разобрано по кирпичику на строительство дома культуры.

После упразднения обители игумения Людмила (Холманских) проживала в Куженере, по мере сил духовно противилась распространяемому вокруг безбожию, выступала против поддерживаемого советской властью обновленческого движения. В 1924 году под воздействием матушки и проживавших с нею бывших насельниц Свято-Никольской обители куженерская церковь перешла из обновленчества в Православие, духовенство храма принесло покаяние в отступлении от веры. До последних дней своей многотрудной жизни игумения Людмила исполняла настоятельские обязанности, ободряя и вразумляя сестер кроткими наставлениями, примером своей богоугодной, благочестивой жизни. По имеющимся сведениям матушка скончалась 13 мая 1927 года и была похоронена в Куженере. Могилка ее почитаема верующими и поныне.

Ю. Ерошкин

В сокращенном виде опубликовано в книге

«История Марийского края в лицах. XIV — начало XX веков». Йошкар Ола,2012.