Сайт Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии

Преподобный Макарий Желтоводский

Преподобный Макарий Желтоводский

(1349—7.08.1444)

Преподобный Макарий Желтоводский

Преподобный Макарий Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей Иоанна и Марии. Еще во младенчестве он удивлял родных тем, что когда звонили к утрене начинал беспокойно ворочаться в люльке и плакать. Долго родители не могли понять, в чем дело, и начали беспокоиться, но однажды все разрешилось. Как-то в праздник зазвонили в церкви, в доме стали собираться к утрене, а маленький Макарий, как всегда, начал кричать и плакать. «Если бы он перестал плакать, – сказал отец, – взяли бы его с собой на службу». Мальчик сразу же успокоился, а когда его принесли в церковь, засмеялся и потом всю службу весело улыбался матери. Тогда родители поняли, почему плакал Макарий, и с того дня стали носить его в храм; он каждый раз радовался, а если его оставляли дома, начинал плакать. Тут родные и уразумели, что на ребенке почивает Божия благодать.

В семилетнем возрасте родители отдали сына учиться грамоте. В учении отрок выказывал необычайные успехи, изумляя учителей, ибо всех своих сверстников превзошел быстрым разумением Священных книг, кротостью же и послушанием давал пример старшим. Степенностью и рассудительностью он был похож на взрослого. Детских игр Макарий удалялся и во всякий день ходил в церковь, слушая там чтение и пение, но особенно любил священнослужение иноческое.

Узнав о монашестве, отрок Макарий покинул родительский дом и в двенадцатилетнем возрасте ушел в монастырь. Он выбрал Печерскую обитель, находившуюся в трех верстах от Нижнего Новгорода, богослужения в которой нередко посещал и ранее. Архимандрит Дионисий, тогдашний настоятель монастыря, впоследствии епископ Суздальский, провидел, что отрок призван стать великим подвижником, и принял его в обитель, поселил в своей келье, стал ему наставником и учителем, а через три года постриг в монашество.

Инок Макарий усердно исполнял всякое порученное ему послушание, ни с кем не вступал в пререкания, молчал гораздо чаще, чем говорил, а если разговаривал с кем, то обязательно кратко и незлобиво, да и то старался как можно скорее закончить беседу. Пост его был строже других: принимал Макарий пищу, лишь бы не умереть от голода, хотя, скрывая подвиги, всегда ходил на трапезу вместе с другими насельниками. Скоро о нем заговорили как о большом подвижнике. Тяготясь этим, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Долго ходил он по болотам и лесам, пока не вышел к реке, называемой Лух (ныне — территория Костромской области), где построил хижину и стал жить в безмолвии и молитве. Но утаиться от людей ему не удалось: скоро о Макарии узнали жители окрестных городов и деревень и стали приходить к нему за наставлениями и духовной помощью, а некоторые, желавшие уйти от мира, со временем поселялись рядом с ним. Так образовался монастырь, где построили храм во имя Богоявления Господня.

Прошло несколько лет, и, как прежде, почет стал святому в тягость. Поставив одного из насельников настоятелем обители, отец Макарий втайне от всех покинул монастырь. Место, в котором батюшка затем поселился, называлось Желтые Воды и находилось на восточном берегу Волги, рядом с небольшим озером. Здесь Макарий жил в маленькой келье, трудясь и непрестанно молясь Богу. Но вскоре его уединение было нарушено на этот раз живущими неподалеку иноверцами, среди которых согласно преданию были и черемисы. Придя к келье подвижника, увидев его скромную и нестяжательную жизнь, они поначалу очень удивлялись. Потом стали приносить старцу пищу и всякий раз умилялись его незлобивости и терпению: батюшка принимал дары с благодарностью, но не для себя, а для своих посетителей. Согласно житию, отец Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в Православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Многих он крестил в озере, народ приходил к нему, желая услышать наставления и поучиться богоугодной жизни, а некоторые селились рядом. Так вокруг отца Макария образовалась новая, уже вторая по счету, монашеская обитель, в связи с чем батюшка был возведен в сан игумена, а в 1435 году под его руководством в монастыре выстроили храм во имя Святой Троицы. Данная обитель известна многим верующим под именем Макариево-Желтоводского мужского монастыря, действующего и поныне.

Однако вскоре покой и благоденствие обители были нарушены. В 1439 году у Желтых Вод появилось татарское войско и напало на монастырь, разрушив его и взяв в плен отца Макария вместе с несколькими оставшимися в живых иноками. Имя подвижника было хорошо известно среди татар, и когда их предводитель узнал о нападении на обитель, он разгневался на подчиненных и велел отпустить отца Макария, а с ним и других пленных числом около четырехсот человек, не считая женщин, детей и стариков. Похоронив павших при разорении монастыря иноков, батюшка повел людей к городу Галичу. Путь был неблизкий, съестные припасы скоро закончились, все изнемогли и устали. Как раз тогда встретился им в лесу лось, которого собирались употребить в пищу. А так как был Петров пост (до праздника первоверховных апостолов Петра и Павла оставалось три дня), отец Макарий велел животное отпустить, отрезав у него перед тем ухо, и сказал: «Имейте веру, и промысл Божий нас не оставит: в день окончания поста нам опять повстречается этот лось, и тогда мы его съедим во славу Божию. Пока же прошу вас потерпеть эти три дня, и спасет нас Господь от смерти по вере нашей». Так и вышло: в день праздника святых апостолов Петра и Павла по молитве старца вышел к ним тот самый лось с отрезанным ухом, а отец Макарий благословил его в пищу. И в дальнейшем недостатка в пропитании странники не имели. Именно во время данного похода из Казани в направлении Галича отец Макарий сделал остановку на месте, где сейчас расположено село Троицкий Посад Горномарийского района РМЭ, построил здесь храм Святой Троицы, крестил местное население, что с полным основанием позволяет считать его одним из первых просветителей горной стороны Марийского края.

По прибытии подвижника в пределы старинного города Унжа, местные жители с радостью встретили батюшку: они были наслышаны о святости старца и готовы были воздать ему всевозможные почести. Но отец Макарий желал лишь безмолвия и одиночества ради спасения души. В пятнадцати верстах от города, на берегу лесного озера, он поставил крест, рядом построил келью. Это было в 1439 году, а затем благоволением Божиим вокруг батюшки опять образовалась монашеская обитель. В 1778 году слобода, располагавшаяся около монастыря, получила статус города с названием Макарьев, который стал центром одноименного уезда Нижегородской губернии, а ныне является райцентром.

Отец Макарий посещал время от времени с проповедью город Унжу. Здесь он и скончался 25 июля (7 августа) 1444 года в возрасте девяноста пяти лет, восемьдесят из которых прожил в монашестве. Провидя свою кончину, батюшка заповедал, чтобы его тело отнесли в основанную им Макариево-Унженскую обитель и там похоронили, что и было исполнено.

Еще при жизни отец Макарий был наделен даром исцелений, а после кончины преподобного многие получали благодатную помощь и от его святых мощей. Чудеса продолжались и впоследствии, причем проявлялись они не только в излечении болящих, но и в защите от видимых и невидимых врагов. В 1522 году, в княжение великого князя Василия Ивановича, было нашествие татар на Унжу. Трое суток они осаждали город, но не смогли взять его. На четвертый день нападавшие бросили в Унжу огонь. Народ с твердой верой молился: «Святой Макарий, помоги нам!» И полил дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать от города. Достойные видели преподобного в облаках, заливающего пожар, а пленные татары говорили, что им явился старец на коне, в иноческой одежде, вторгшийся в их полки и метавший в них стрелы. В 1535 году молитвами святого Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь преподобного.

Почитание памяти Макария Желтоводского началось вскоре после его преставления. В 1619 году Патриарх Филарет (Романов) распорядился исследовать случаи исцелений, произошедших по молитвам подвижника. С этого времени батюшка был причислен к лику святых. Повсеместное ежегодное празднование памяти преподобного Макария было назначено на 25 июля/7 августа. Мощи святого, обретенные в 1671 году, ныне покоятся в Макариево-Унженском женском монастыре Костромской епархии.

О почитании святого верующими Марийского края в настоящее время известно немного. С 1883 года до начала XX века в Свято-Троицком храме села Троицкий Посад располагался придел во имя преподобного Макария Желтоводского, построенный, как и вся церковь, на средства прихожан. В советское время, 18 июля 1940 года, храм был закрыт, богослужения в нем возобновились в 1990 году.

Таков в кратком изложении жизненный путь преподобного Макария Желтоводского, ставшего одним из первых просветителей горной стороны Республики Марий Эл. И хочется надеяться, что с обнаружением новых источников, повествующих о роли святого в жизни Марийского края, появится возможность осветить данную тему с большей степенью полноты.

Ю. Ерошкин.

В сокращенном виде опубликовано в книге

«История Марийского края в лицах. XIV – начало XX веков». Йошкар Ола,2012.

 

Источники и литература: Житие преподобного Макария Желтоводского. См. например: www.saits.ru; www.kds.eparhia.ru; История сел и деревень Республики Марий Эл. Горномарийский район. Йошкар-Ола, 2006; Макарий Желтоводский // ru.wikipedia.org; Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. М, 2001; Попов Н.С. Православие в Марийском крае. Йошкар-Ола,1987; Епархиальные вести. // «Мироносицкий вестник». 2004. № 8.