Кроковский Михаил, священник

Священник Михаил Кроковский

(1812–3.04.1864)

Михаил Стефанович Кроковский родился в 1812 году в городе Козьмодемьянске в семье диакона Богоявленской церкви Стефана Иванова. В 1814 году, после рукоположения во священника, отец Стефан был переведен на служение в храм Рождества Христова села Арда, где, по-видимому, и прошли детские годы будущего иерея Михаила. В 1820 году в возрасте восьми лет он поступил в Чебоксарское Духовное училище, где и сменил фамилию на Кроковский. В ходе обучения Михаил Стефанович показывал хорошие результаты, проявлял недюжинные способности, вследствие чего был направлен для продолжения образования в Казанскую Духовную семинарию.

После окончания семинарии 30 июля 1832 года по первому разряду, 9 октября того же года архиепископом Казанским и Симбирским Филаретом (Амфитеатровым) Михаил Кроковский был рукоположен во священника и 17 октября определен к церкви Вознесения Господня села Пертнуры Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. На данном приходе он сменил подавшего прошение о зачислении в число братии казанского Зилантова монастыря вдового протоиерея Андрея Альбинского. Согласно данным ряда исследователей, в течение некоторого времени оба священнослужителя проживали в Пертнурах, в доме Альбинских, и отец Михаил перенимал от старшего собрата опыт миссионерской, переводческой, педагогической деятельности.

В пастырских и просветительских трудах священнику Михаилу Кроковскому помогало хорошее знание марийского языка. В период девятилетнего служения в Пертнурах он занимался переводческой деятельностью, совершал богослужения на марийском, используя при этом собственные переводы молитв. 16 января 1838 года отец Михаил был назначен благочинным сельских церквей Козьмодемьянского уезда и исполнял это послушание до конца жизни. 14 октября 1836 года за усердное попечение об утверждении черемис в вере батюшке была объявлена архипастырская признательность, 31 октября того же года за ревностные труды в проповедании прихожанам слова Божия на черемисском языке он был награжден набедренником. В клировой ведомости церкви села Пертнуры за 1840 год об отце Михаиле записано, что поведения он был благочестивого.

18 января 1841 года иерей Михаил Кроковский был переведен на служение в храм Рождества Христова села Еласы. В 1853 году под его началом, как благочинного сельских церквей Козьмодемьянского уезда, находилось восемьнадцать храмов, из которых шестнадцать были каменными, а два деревянными. Под руководством отца Михаила благочиние занималось благотворительной деятельностью, собирая средства, как на церковные, так и на общегосударственные нужды. Например, в 1850 году 1 рубль 90 копеек было собрано в помощь народу Сербии, в 1852-м на содержание храма Гроба Господня в Иерусалиме собрали 3 рубля 66 копеек серебром, а в пользу пострадавших от несчастных случаев — 8 рублей 28 копеек. Как благочинный отец Михаил участвовал в проведении в жизнь важнейших решений Святейшего Синода. Например, после синодального указа от 31 января 1849 года об обязательном изучении священниками языков окормляемых ими народов батюшка принимал подписку от духовенства благочиния о непременном освоении ими марийского языка.

Особую заботу проявлял отец Михаил о духовном состоянии своей паствы. В ходе вооруженного выступления марийских и чувашских крестьян в мае 1842 года, известного как «Акрамовская война», батюшка сумел убедить восставших из трех сельских обществ Больше-Юнгинской волости числом 3750 душ прекратить бесчинства, после чего бунтовавшие изъявили полную готовность к повиновению и раскаялись в своем заблуждении.

Помимо совершения богослужений и управления благочинием священник Михаил Кроковский занимался миссионерской и просветительской деятельностью, переводом на марийский язык богослужебных текстов и поучений церковных авторов, составлением школьных учебников, сбором этнографических и фольклорных материалов. В сентябре 1846 года отец Михаил открыл в Еласах приходское училище для мальчиков, к концу года в нем обучалось сорок пять детей. Батюшка проводил с учениками и большую внеклассную работу: ставил опыты по садоводству, вел метеорологические наблюдения, собирал этнографический материал о жизни и быте марийского народа. Успешными были и миссионерские труды отца Михаила. В 1852 году на территории благочиния, возглавляемого Кроковским, проживало 58 старообрядцев поповского толка (16 мужчин и 42 женщины). За год из раскола был принят один человек, один человек перешел в Православие из католичества, в раскол никто не уклонился. Отец Михаил был известен и как замечательный проповедник. Согласно существовавшему в то время порядку и штатному расписанию храма в 1841–1848 годах он произносил по шесть проповедей в год, а с 1849-го — по двенадцать. Половина, а то и более из них ежегодно были на марийском.

Среди переводческих трудов отца Михаила выделяются перевод на марийский язык «Сельского полицейского устава для государственных крестьян», который был издан в 1843 году тиражом 1200 экземпляров. При этом по 200 книг передали для бесплатной раздачи грамотным черемисам Вятской, Оренбургской, Пермской губерний, 100 отправили в распоряжение переводчика, а остальные распространили по Казанской губернии. Кроме того, отец Михаил вместе со священником церкви Рождества Христова села Пайгусово Козьмодемьянского уезда Казанской губернии Михаилом Ястребовым перевел на горномарийский язык книгу «День святой жизни» митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), который в 1848–1856 годах управлял Казанской епархией. И хотя, по мнению владыки Григория, этот перевод не был свободен от недостатков, так как в нем «есть выражения, несогласные с правилами русской грамматики, есть переходы от одной мысли к другой без связи, есть выражения для черемис вовсе непонятные», работа в целом получила одобрение архипастыря. Митрополит Григорий писал в связи с этим: «Сей труд я одобряю и рекомендую Консистории послать его к сему отцу Кроковскому с изъявлением ему от меня признательности». В 1858 году данная книга была напечатана.

Результатом этнографических наблюдений батюшки стала статья «Этнография горных черемис, обитающих в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии», датированная 12 апреля 1849 года и содержащая заметки о различных сторонах духовной и материальной культуры горных марийцев. Среди других работ отца Михаила выделяются «Черемисская грамматика», «Словарь черемисского языка горного наречия» (1853), включивший в себя 5500 слов, «Образцы народной словесности и местных наречий, употребляемых Казанской губернии Козьмодемьянского уезда в селе Чермышеве» (1852). Последняя из упомянутых выше рукописей состоит из собранных и записанных автором 82 слов и словосочетаний, 301 пословицы, 4 сказок, 10 песен, позволяющих составить представление об особенностях народного творчества населения горной стороны Марийского края середины XIX века. Проявил себя отец Михаил и на ниве исторических исследований, став автором одной из первых работ по истории Спасо-Юнгинского монастыря, опубликованной в «Казанских губернских ведомостях» в 1849 году под названием «Краткое описание Спасского монастыря, существующего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде», а также статьи об участии козьмодемьянских стрельцов в азовских походах.

Собранные метеорологические и этнографические сведения батюшка направлял в Русское географическое общество, в фонде которого рукописи хранятся и поныне. В 1849–1852 годах данное Общество четырежды изъявляло отцу Михаилу свою признательность за предоставленные данные, в результате чего батюшка был принят в члены-сотрудники его с вручением соответствующего документа.

Пастырские, миссионерские, культурно-просветительские труды священника Михаила Кроковского получили высокую оценку современников и потомков. Например, в статье известного исследователя С.М. Михайлова, опубликованной в 1852 году в газете «Казанские губернские ведомости», читаем: «В приходах сел Чермышево, Пертнур и Пернянгаш, можно сказать, черемисы религиознее даже русских. Здесь от малого до большого, как мужчины, так и женщины, прилежны к церкви, не пропускают ни одного праздника и воскресного дня, чтобы не быть у божественной службы в церкви. На вопрос, отчего так сделались черемисы религиозны, можно отвечать беспристрастно, что посеяли сие семя на добрую землю попечительные духовные их отцы, а в особенности села Чермышева отец благочинный Михаил Стефанович Кроковский с сотрудником своим Феодором Семеновичем Сокольским. У них в церкви иногда читают молодые черемисы, а добрый пастырь Михаил Стефанович сказывает всегда поучения им на природном их черемисском языке, и черемисы слушают слова этого пастыря с благоговением». Верующие церкви села Еласы, как о том свидетельствуют архивные документы конца XIX века, говорили по прошествии многих лет после кончины иерея Михаила: «Спасибо батюшке Михаилу Степановичу, что он научил жить нас по-христиански, если бы не он, то, пожалуй, мы и теперь жили не крещеные».

Труды священника Михаила Кроковского на ниве Христовой были отмечены как духовными, так и светскими властями. 22 мая 1843 года он был награжден скуфьей, 21 апреля 1851-го — камилавкой. 23 января 1841 года батюшка удостоился архипастырской признательности за перевод на черемисский язык поучений разных духовных проповедников, а 3 марта 1843-го за перевод «Сельского полицейского устава» по представлению обер-прокурора Святейшего Синода и епархиального начальства Министерство государственного имущества поощрило его денежной премией в размере 100 рублей серебром.

В церкви Рождества Христова села Еласы батюшка служил до самой кончины. Скончался священник Михаил Кроковский 21 марта/3 апреля 1864 года и был погребен 24 марта/6 апреля на местном сельском кладбище. В чине погребения участвовали священник Феодор Сокольский, диакон Иоанн Богатырев, дьячки Григорий Лебедев и Иоанн Десницкий, пономарь Матфей Смирнов. 

Н. Федосеева, Ю. Ерошкин

 

Источники и литература: РГИА. Ф.398. Оп.6. Д.1220; НАРТ. Ф.4. Оп.78. Д.222; ГА РМЭ. Ф.53. Оп.1. Д.2; ГА РМЭ Ф. 172. Оп.1. Дд.251,383,415,428,448,464,479,515,545,577,592,593,602,603,607; Апакаев А.А. Образование и просветительское движение в Марийском крае. Йошкар-Ола,2002; Иванов А.Г. Культура и быт горных марийцев середины XIX в. в этнографическом описании М.С. Кроковского. / Игнатьевские чтения. Йошкар-Ола,2003; История сел и деревень Республики Марий Эл. Горномарийский район. Йошкар-Ола,2006; Кроковский М.М. Образцы народной словесности и местных наречий, употребляемых Казанской губернии Козьмодемьянского уезда в селе Чермышеве. Публикация текста, предисловие и примечания А.Г.Иванова // «Марийский археографический вестник». 2003.№ 13; Кузнецов И.Д. Акрамовская война 1842 года. Чебоксары,1972; Материалы к истории образования в Царевококшайском уезде Казанской губернии. Казань,1890; Степанов А.Ф. Михаил Степанович Кроковский и первый «Черемисский букварь» // История становления марийской национальной школы. Йошкар-Ола,2008.