Рождественский Михаил, протоиерей
Протоиерей Михаил Рождественский
(3.11.1829–9/22.08.1897)
Михаил Алексеевич Рождественский (урожденный Захаров) родился 3 ноября 1829 года в селе Еласы Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье диакона Алексия Васильевича Захарова и супруги его Стефаниды Петровны. Род Захаровых с давних времен трудился на церковной ниве. Прадед Михаила, Захарий Степанович (1745–1801), уроженец села Малая Юнга, был пономарем, а затем диаконом в местной церкви. Дед, Василий Захарович, также пономарил в родном селе, затем служил диаконом в церкви Рождества Христова села Пайгусово, а священником — в храме Вознесения Господня села Пертнуры. Оба сына отца Василия, Алексий и Николай, получили образование в Казанской Духовной академии, по окончании которой были рукоположены во диакона, Алексий — к храму Рождества Христова села Еласы, а Николай — к Спасской церкви села Малая Юнга. Вскоре отец Николай также был переведен в Еласы, где и служил вместе со своим братом, отцом будущего протоиерея Михаила.
В 1838–1844 годах Михаил Захаров обучался в Чебоксарском Духовном училище, где и сменил фамилию на Рождественский. 20 июля 1850 года он окончил Казанскую Духовную семинарию, за хорошее обучение и поведение получил аттестат 1 разряда, открывавший дорогу к высшему духовному образованию. По назначению семинарского правления и благословению Высокопреосвященнейшего Григория (Постникова), архиепископа Казанского и Свияжского, впоследствии митрополита, Михаил поступил в Казанскую Духовную академию, но проучился здесь совсем недолго и был отчислен, поскольку болезнь помешала ему сдать экзамены первого семестра.
В 1850–1852 годах Михаил Рождественский нес послушание регента архиерейского хора, а 27 ноября 1852 года епископ Симбирский и Сызранский Феодотий (Озеров), впоследствии архиепископ, рукоположил его во священника с назначением в церковь святителя Петра, митрополита Московского, села Петровское Царевококшайского уезда Казанской губернии. 10 мая 1854 года батюшка был переведен в Троицкую церковь села Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда, где прослужил более 20 лет. Проживая в данном селе, отец Михаил часто навещал Еласы, где жил его отец, Алексий Васильевич Захаров, и сестра Анна с супругом Иоанном Семеновичем Богатыревым — диаконом местной церкви. В этом же селе с 1841 года проживал священник Михаил Степанович Кроковский, выпускник Казанской Духовной семинарии, известный просветитель. Он хорошо знал марийский язык, на котором служил и проповедовал, открыл в Еласах школу. Несомненно, что общение с человеком, имеющим опыт педагогической и просветительской деятельности среди местного населения, благотворно повлияло на отца Михаила.
Во время служения в Малом Сундыре священник Михаил Рождественский разъяснял прихожанам Евангелие и Апостол, читаемые за богослужениями, объяснял значение церковных Таинств, проводил пастырские беседы с целью объяснить доступным образом истины Православной веры. Со временем народ стал с большим радушием посещать храм, в Великий пост люди шли на исповедь и причастие, многие из прихожан плакали, прося прощения в содеянных грехах. Заботясь о благоукрашении церкви, верующие пожертвовали средства на изготовление медно-серебряных риз для 20 храмовых икон.
Однажды в Светлую Седмицу отец Михаил предложил отслужить по домам верующих молебны. Поначалу на это согласился только один человек, а остальные ожидали, как это отразится на его здоровье и благосостоянии. На другой год желающих набралось до 15 домов в каждой приходской деревне. Некоторые смело выбрасывали предметы, связанные с совершением языческих обрядов, но большая часть лишь говорила об этом, а сами прятали их, желая посмотреть, что будет с теми немногими. Убедившись в безопасности данного предприятия, в последующем многие выбрасывали из своих домов все связанное с языческой верой. Раздосадованные таким положением дел, язычники собирались на мольбище, надеясь средствами магии погубить отца Михаила, но он благодатию Божией остался невредим. «Видно он знает какое-нибудь крепкое слово, против которого ничто наше не берет», — говорили удивленные язычники.
Последующее время служения священника Михаила Рождественского в Малом Сундыре, по словам самого батюшки, «было полно приятных впечатлений». Паства с усердием спешила в храм Божий, каждый богомолец считал обязанностью купить за Литургией просфору, а то и две, просил священника вынуть частицы о здравии и об упокоении. В Великий пост причастников собиралось до 200, а на Страстной седмице — до 400 человек. Число желающих принять дома иконы в Светлую Седмицу также увеличилось, такой крестный ход продолжался теперь 2 недели: со второго дня Пасхи до Недели святых Жен-Мироносиц.
Помимо пастырского служения отец Михаил занимался и педагогической деятельностью. Указом Казанской Духовной консистории он был назначен законоучителем Мало-Сундырского сельского училища и нес данное послушание в 1854–1877 годах. Понимание образа жизни, особенностей быта местного населения, о важности которого говорилось в системе христианского просвещения Н.И. Ильминского, делало его труды более успешными. Батюшка считал необходимым, чтобы учащиеся не отрывались от семьи, не отвлекались от домашних забот, а родители, таким образом, наглядно убеждались в пользе и благотворности христианского просвещения и мало-помалу воспринимали веру Христову от детей. Для обучения использовались учебники и духовная литература на горномарийском языке, воспитанники училища изучали и русский язык, могли делать переводы и пересказы читаемого на уроках, письменно излагать прочитанное. Забота отца Михаила о своих учениках была основана не на формальных обязанностях педагога, а на живой евангельской нравственности, как священник и духовный наставник он был для воспитанников заботливым, любящим отцом.
Немало потрудился отец Михаил и в деле образования в Козьмодемьянском уезде монастырей. С середины 1860-х годов он входил в состав комитета, созданного для содействия образованию Михаило-Архангельской мужской обители. Заботясь о благоустроении монастыря, 6 августа 1871 года батюшка направил благочинному Царевококшайского уезда священнику села Сурты Иоанну Рождественскому следующее письмо: «6-го числа будущего сентября месяца предположено Его Высокопреосвященством освятить церковь в черемисском монастыре. Но как этот монастырь очень беден и не имеет даже церковной утвари, необходимой при освящении, то от лица всей братии обращаюсь к Вашему Высокоблагословению с покорною своею просьбою — будьте так добры, предложите подведомому Вам духовенству, не отзовется ли оно сострадательно к этой нищей братии для великого дела. За каждую малую жертву они всегда будут возносить Господу Богу благодарные молитвы, а по молитвам их Господь Бог никогда не останется в долгу у жертвователей». В последующем сборе средств, по имеющимся сведениям, приняли участие приходы сел Ронга, Цибикнур, Нурма, Шапы, Семеновка, а также некоторые частные лица. Всего было собрано 10 рублей, немалые деньги по тем временам.
Особенно заметна роль отца Михаила в деле основания женского Свято-Троицкого монастыря в Козьмодемьянске. История обители началась с того, что несколько девушек по благословению архиепископа Казанского Антония (Амфитеатрова) поселились при Троицкой церкви села Малый Сундырь, где в то время служил иерей Михаил Рождественский, во время богослужений пели на клиросе. К концу 1870 года их число возросло до 15 и, таким образом, образовалась небольшая женская община искавших спасения души на монашеском поприще. Матушки участвовали в сельскохозяйственных работах (косили траву, жали, молотили), зарабатывая себе на хлеб, одежду и обувь. Младшие учились грамоте в Мало-Сундырском училище, способные — рукоделию в доме отца Михаила, у его домашних. Сообразная с монастырской жизнь общины привлекала в церковь села Малый Сундырь богомольцев из разных сел, число посещающих богослужения увеличилось.
В 1874 году количество насельниц общины достигло 50-ти, и помещение, в котором они проживали, стало тесным. В ноябре того же года Малый Сундырь посетил козьмодемьянский купец Иоанн Матвеевич Зубков, который, ознакомившись с жизнью матушек, испросил у архиепископа Казанского Антония (Амфитеатрова) благословение на перевод общины в Козьмодемьянск. 30 октября 1878 года по распоряжению владыки Антония священник Михаил Рождественский был назначен настоятелем Козьмодемьянской Троицкой церкви с тем, чтобы «быть благочинным общины, главным руководителем, наставником». Так начался козьмодемьянский период жизни батюшки, продолжавшийся до самой его кончины.
Свидетельством успехов отца Михаила на пастырском и педагогическом поприщах стало и то, что в 1869–1897 годах он нес послушание благочинного 1 округа Козьмодемьянского уезда, с 28 сентября 1878 года — попечителя земских училищ Козьмодемьянского уезда, с 28 августа 1888 года — председателя Козьмодемьянского уездного отделения епархиального училищного совета. В 1888 году на попечении батюшки находилось 16 учебных заведений разных ведомств, в 1891 году их стало 20. Проживая в Козьмодемьянске, отец Михаил нес послушание законоучителя женского монастырского Братства святителя Гурия училища и приходского училища при Троицкой церкви города.
Батюшка был известен и как общественный деятель. В разное время он избирался представителем духовенства в Уездном земском собрании (октябрь 1865 года), земской управе (июнь 1872 года), Козьмодемьянской городской думе (1893 год), занимал должности сотрудника епархиального попечительства о бедных из духовного звания, члена законоучительского совета, как составивший программы уроков по Закону Божию для школ Казанской епархии, миссионера по Козьмодемьянскому и Чебоксарскому уездам.
Отец Михаил пользовался уважением и любовью верующих, имел немало наград, среди которых бронзовый крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 годов (1856), набедренник (1868), скуфья (1870), камилавка (1873), наперсный крест (1877), ордена святой Анны 3-й (1883) и 2-й степени (1890). 14 мая 1880 года архиепископом Казанским и Свияжским Сергием (Ляпидевским) священник Михаил Рождественский был возведен в сан протоиерея. Не раз отмечался отец Михаил и за благотворительную деятельность. 25 февраля 1874 года ему было выражено благословение Святейшего Синода за пожертвования в адрес самарского духовенства, 13 марта того же года батюшка получил благодарность за пожертвования в пользу бедных из духовного звания, 28 июля 1882 года за содействие в сборе денег для больных и раненых в русско-турецкую войну воинов он был отмечен памятным знаком общества Красного Креста. Поощрялся протоиерей Михаил и за педагогическую деятельность: в 1890-м и 1896 годах за ревность в наставлении детей в вере и благочестии Святейшим Синодом он награждался Библией, а 14 мая 1896 года получил от Синода грамоту за отлично-усердную службу и за особые труды по народному образованию.
Как же относился отец Михаил к этим наградам и почестям? Вот только один яркий пример. В 1887 году духовенство и прихожане по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Палладия (Раева) решили поднести батюшке наперсный крест с украшениями в связи с 35-летием его служения в священническом сане, 20-летием исполнения должности благочинного, 35-летием пребывания в должности законоучителя и 10-летием — в должности попечителя земских училищ Козьмодемьянского уезда. В торжестве, состоявшемся 13 октября 1887 года, участвовало более 20 священнослужителей, а речи, сказанные тогда в адрес отца Михаила, явились живыми и искренними свидетельствами о его высокой духовной жизни, личностных качествах и пастырско-миссионерских трудах. К примеру, священник А. Альцедовский говорил: «Святой Крест Господень… не служит ли самым выразительным и убедительным доказательством того горячего расположения, той искренней признательности, того сердечного уважения, которые постоянно питают к Вам коротко знающие Вас и Вашу примерно-скромную и образцовую жизнь… Этот Крест — наша братская дань любви, уважения и расположения к Вам, как к достойнейшему и заслуженному между нами пастырю».
Выслушав поздравления, протоиерей Михаил вошел в алтарь, сделал пред Престолом три земных поклона. Окропив крест святой водой, он надел его на себя, а затем обратился с речью к находящимся в храме. Вспомнив события своей хиротонии, батюшка затем сказал: «Если я и делал вам какие-либо благодеяния, то причиною их были вы сами, а не я… За что же Вы меня благодарите?» Умилившись сердцем, отец Михаил обратился с молитвою к Господу и Божией Матери: «Благодарю Тебя, Господи, что до сих пор сохранил жизнь мою греховную и не погубил меня и воздал мне бесчисленные благодеяния. Ниспошли благословение Твое небесное на сих любезных сослужителей моих, собравшихся в храме сем и принесших Тебе Бескровную Жертву о моем недостоинстве, воздай им Господи, долгоденствие, друг ко другу любовь и к пастве своей, исполни сердца их радостью и душевным спокойствием… Благослови Господи град сей, храмы Божии и всех жителей его… Мати Божия! Милостивым оком воззри на нас и сохрани нас всех под кровом Твоим».
Многотрудная жизнь протоиерея Михаила Рождественского подошла к концу. Преставился ко Господу он 9/22 августа 1897 года, в 11 часов дня. Отпевание батюшки прошло при громадном стечении народа, в погребении участвовали 27 священников, 15 диаконов, 7 псаломщиков и множество прихожан, что еще раз свидетельствовало об уважении и любви к усопшему, о той роли, которую он сыграл в деле христианского просвещения марийского народа.
Ю. Ерошкин
В сокращенном виде опубликовано в книге
«История Марийского края в лицах. XIV – начало XX веков». Йошкар Ола,2012.