Николаев Иаков, священник
Священник Иаков Николаев
(14/26.10.1885–…)
Иаков Николаевич Николаев родился 14/26 октября 1885 года в деревне Михаткино (Средние Кожважи) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье крестьянина Николая Семеновича Николаева и супруги его Марины Никитичны. Крещен он был 20 октября/1 ноября в Спасо-Преображенской церкви села Кожважи, Таинство совершил священник Александр Троицкий в сослужении диакона Александра Смирнова.
И.Н. Николаев окончил двухклассную сельскую школу и, в начале 1910 года (по другим данным — в 1909-м), — двухгодичные миссионерские курсы в Казани. 21 февраля 1910 года он был рукоположен во священника к Спасской церкви села Цибикнур. Священническое служение отец Иаков совмещал с просветительской деятельностью, преподавал Закон Божий в двух церковно-приходских школах и училище Министерства просвещения (с 4.03.1910), а также в земском училище (с 1.10.1910). Труды батюшки на ниве Христовой были отмечены епархиальным начальством: 6 мая 1916 года он был награжден набедренником, в 1920-м — скуфьей. В годы советской власти отец Иаков, как и большинство священнослужителей, был лишен избирательных прав. В 1921 году он был арестован ОГПУ и находился под стражей две недели по ложному обвинению в контрреволюционной агитации, но за недоказанностью вины был освобожден.
Советская власть действовала не только методами принуждения, но и пыталась расколоть Церковь изнутри, что было связано с поддержкой большевиками обновленческого движения. 5 апреля 1923 года в Казань прибыл архиепископ Алексий (Баженов), архиерей дореволюционного поставления, принявший обновленчество, 26 декабря того же года на съезде обновленческого духовенства Казанской епархии «епископом Марийским» был назначен Владимир Дерябин, являвшийся к тому времени священником церкви Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Краснококшайского кантона и к тому же имевший семью. 31 июля 1924 года Дерябин прибыл в Краснококшайск, в связи с чем часть белого духовенства, прежде всего Краснококшайского кантона, примкнула к обновленчеству. В большинстве случаев это происходило по недостатку образованности, или в результате отсутствия подлинной информации о положении Церкви в советской России в связи с арестом Патриарха Тихона.
Распространение обновленчества стало одной из причин, по которой остававшиеся верными Православию приходы Марийского края должны были объединяться. 18 ноября 1925 года на организационном собрании представителей духовенства и мирян большинством голосов была признана необходимость образования в Краснококшайске Православного церковного управления староцерковников. В Положении об Управлении подчеркивалось, в частности, что оно должно было быть лояльным к существующему государственному строю, не вмешиваться в политические дела, помятуя, что Церковь есть собрание верующих для молитвы и исполнения религиозных потребностей. На заседании 18 января 1926 года, положение о Краснококшайском Православном церковном управлении староцерковников было признано правильным и принято к руководству. Правящим архиереем единогласно был определен проживавший в Казани епископ Чебоксарский Афанасий (Малинин).
Цибикнурский приход вошел в состав управления староцерковников одним из первых, 1 декабря 1925 года. Несколько ранее, 18 ноября, отец Иаков был избран кандидатом от духовенства в состав Президиума управления, а на собрании 18 января 1926 года, где состоялись выборы благочинного, стал одним из кандидатов на эту должность. В итоге батюшка получил 29 голосов «за», 1 против при 28 воздержавшихся (третье место) и был признан кандидатом на место благочинного на случай невозможности исполнять данное послушание благочинным протоиереем Василием Яхонтовым и его помощником священником Евгением Артизановым. Впоследствии, 1 декабря 1926 года, отец Иаков избирался помощником благочинного.
В 1930 году священник Иаков Николаев был арестован второй раз, ложно обвинялся в антиколхозной агитации (статья 58–10 УК РСФСР), находился под стражей в йошкар-олинской тюрьме. На единственном допросе, состоявшемся 6 марта, виновным он себя не признал, показав, что никакой агитации против мероприятий советской власти и колхозного строительства не вел, по домам верующих для агитации не ходил и никому этого не поручал. В постановлении по итогам следствия от 24 марта 1930 года указывалось, что наличие состава преступления в действиях священника Иакова Николаева не установлено. Дело было прекращено, батюшка освобожден из-под стражи.
12 марта 1932 года отец Иаков был арестован в третий раз, ложно обвинялся по статьям 58–10,11 УК РСФСР в агитации против мероприятий советской власти в деревне, участии в кулацкой контрреволюционной группе. На единственном допросе 30 марта, своей вины он не признал, заявив, что никакой агитации против советской власти и колхозного строительства не вел. На заседании Особой тройки при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю 25 июня 1932 года священник Иаков Николаев был приговорен к трем годам ссылки в Северный край, 9 августа направлен в Архангельск. Дальнейшая судьба батюшки в настоящее время не известна, по неподтвержденным документами данным, он был убит по дороге в ссылку.
Ю. Ерошкин
Фото из архива семьи Николаевых