Добросмыслов Петр, протоиерей

Протоиерей Петр Добросмыслов

(3/15.04.1880–1963)

Протоиерей Петр Добромыслов

Петр Иосифович Добросмыслов родился 3/15 апреля 1888 года в селе Шапы Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Иосифа Антоновича Добросмыслова и супруги его Анны Петровны. Крещен он был 4/16 апреля во Введенской церкви родного села, Таинство совершил священник Петр Виноградов. П.И. Добросмыслов окончил церковноприходскую школу, с 1 августа 1898 года нес послушание певчего в казанском Спасо-Преображенском монастыре, параллельно окончив два класса Казанского Духовного училища, откуда был уволен 20 августа 1902 года. В 1906 году он поступил в Царевококшайскую Мироносицкую пустынь, где нес клиросное послушание, поведения был хорошего. С 21 августа 1907 года (по другим данным — с 1 августа 1908-го) П. И. Добросмыслов подвизался в качестве певчего при Казанском Архиерейском доме, 13 июня 1912-го указом епископа Чебоксарского Михаила (Богданова) был назначен псаломщиком к Вознесенской церкви села Помъялы (Кужмара) Чебоксарского уезда Казанской губернии. В дальнейшем он служил в царской (рядовым в 5-й запасной артбригаде, располагавшейся в Казани) и Красной (в городе Саратове, рядовым артдивизиона) армиях, работал чернорабочим в типографии Казанского университета, сторожем на так называемом Черном озере.

3 ноября 1921 года П. И. Добросмыслов выдержал диаконский экзамен при Казанском епархиальном управлении, а 22 октября 1922 года епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым) был рукоположен во диакона к Свято-Никольской церкви села Красная горка Арского кантона ТАССР. Священнический экзамен диакон Петр сдал 10 ноября 1923 года, а 25 января 1924-го владыка Афанасий рукоположил его во священника к храму села Сеитово Свияжского кантона ТАССР. 1 декабря 1928 года батюшка был переведен к Космо-Дамианской церкви села Мамасево Звениговского кантона МАО, в 1930-м – к Троицкому храму села Новые Параты, а 1 декабря 1931-го епископом Марийским Иоанном (Широковым) — к Вознесенской церкви села Помъялы (Кужмара) Звениговского района МАО. В условиях гонений за веру батюшка призывал прихожан не отходить от Бога и Его Церкви, не допускать закрытия храма, был награжден владыкой Иоанном камилавкой.

21 января 1933 года священник Петр Добросмыслов был арестован по ложному обвинению в антиколхозной и антисоветской агитации (статья 58–10 УК РСФСР). На единственном допросе 6 февраля своей вины батюшка не признал, 13 апреля 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю был приговорен к пяти годам заключения и отбывал наказание в Балахнинских лагерях Нижегородского края, откуда был освобожден 15 января 1938 года. С 5 мая того же года батюшка работал на Марийском целлюлозно-бумажном комбинате города Волжска, а затем служил в Троицкой церкви села Красный Яр Звениговского района МАССР. 27 июня 1939 года постановлением Совнаркома МАССР данный храм был закрыт, отец Петр вышел за штат и вернулся на Марбумкомбинат, где проработал охранником до 1941 года. В последующие годы батюшка трудился «на других производствах», совершал тайные богослужения в одном из двух незарегистрированных молитвенных домов города Волжска.

12 марта 1947 года иерей Петр Добросмыслов был определен епископом Горьковским и Арзамасским Зиновием (Красовским) к Иоанно Богословской церкви села Масканур. В следующем году он подал прошение об увольнении за штат по болезни и 15 января 1947 года владыка Зиновий удовлетворил эту просьбу.

11 апреля 1949 года отец Петр подал заявление на имя архиепископа Горьковского и Арзамасского Корнилия (Попова), в котором просил назначить его на вакантное священническое место к церкви Казанской иконы Божией Матери села Нурма. К заявлению прилагалось ходатайство благочинного, протоиерея Иоанна Демидова, положительно характеризовавшего заштатного священника. 27 апреля 1949 года архиепископ Корнилий издал указ о назначении Добросмыслова на нурминский приход, 20 апреля 1950-го батюшка был переведен к храму Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, а 16 октября того же года возвращен в Нурму. 9 апреля 1952 года, ко дню Святой Пасхи, он был награжден наперсным крестом.

15 июня 1953 года отец Петр был перемещен к церкви Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Горномарийского района. К этому времени относится характеристика, данная батюшке благочинным церквей МАССР протоиереем Николаем Бомбицким: «Нрава тихого и кроткого. Служит ревностно, к советской власти лоялен и приказание ее честно выполняет». Тем временем нурминский приход остался без священника, более полугода в храме не совершалась служба. Прихожане написали коллективное прошение на имя архиепископа Корнилия (Попова), в котором просили вернуть на приход иерея Петра, предварительно заручившись согласием батюшки. 25 июня 1954 года отец Петр вернулся в Нурму. Прослужив на данном приходе два года, возведенный в 1956-м к празднику Святой Пасхи в сан протоиерея, батюшка подал прошение об увольнении за штат. 21 августа того же года просьба эта была удовлетворена правящим архиереем.

По выходе за штат протоиерей Петр покинул Марийскую республику и уехал к родным в Астрахань. Однако в ноябре того же он вступил в переписку с благочинным, протоиереем Николаем Бомбицким, которой предложил батюшке занять священническое место в церкви Казанской иконы Божией Матери села Моркиялы. Отец Петр ответил согласием и 9 ноября 1956 года получил назначение на данный приход. В Моркиялах батюшка прослужил до июля 1959-го, после чего подал прошение на имя архиепископа Казанского и Марийского Иова (Кресовича) об увольнении за штат по состоянию здоровья. Просьба отца Петра была удовлетворена. По неподтвержденным данным скончался батюшка в Астрахани в 1963 году.

Диакон Димитрий Смирнов, Ю. Ерошкин