Агеносов Александр, протоиерей
Протоиерей Александр Агеносов
(4/17.09.1876–7.08.1933)
Александр Семенович Агеносов родился 4(17) сентября 1876 года в селе Ачи Лаишевского уезда Казанской губернии (по другим данным – в селе Абди Мамадышского уезда Казанской губернии) в семье священника Симеона Агеносова. Для получения духовного образования он поступил в Казанскую духовную семинарию, которую окончил 17 июня 1897 года по 1 разряду. 20 октября 1897 года А.С. Агеносов был определен псаломщиком к церкви Казанской иконы Божией Матери села Шихазаны Цивильского уезда Казанской губернии, 5 октября 1898 года архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым) рукоположен в сан иерея и приписан к Воскресенской церкви села Шигали, также расположенной в Цивильском уезде. Некоторое время семья Агеносовых жила при строившейся в деревне Шибылгис Никольской церкви, а после завершения строительства и освящения храма 1 октября 1899 года отец Александр был назначен на вновь сформированный приход. 27 января 1901 года по личному прошению он был переведен в Троицкую церковь села Большой Сундырь.
Все эти годы батюшка занимался педагогической деятельностью, проходил послушание законоучителя в Шибылгисской земской школе (с 14.11.1898), Шибылгисской церковно-приходской школе (с 20.11.1898), Шупосинской церковно-приходской школе (с 1.03.1901), Больше-Сундырском женском земском училище (с 1.03.1901). С 31 октября 1901-го по 1 декабря 1904 года он исполнял послушание Козьмодемьянского уездного противораскольничего миссионера. 2 февраля 1903 года отец Александр был награжден набедренником, а 9 сентября того же года, по представлению Козьмодемьянского училищного совета, 39-м Козьмодемьянским уездным земским собранием в связи с усердной и полезной деятельностью по преподаванию Закона Божия в земском училище села Большой Сундырь — денежной премией.
10 октября 1907 года священник Александр Агеносов был переведен в Свято-Троицкую церковь села Малый Сундырь. Здесь он прослужил до своего ареста в 1933 году, то есть более 25 лет. Отец Александр очень хотел продолжить учебу в Духовной академии. Он был способным, знал иностранные языки, выучил марийский и чувашский. Но учиться дальше батюшке не пришлось. Большой приход (23 деревни), возросшая семья требовали его забот, не оставляли времени для учебы.
Все годы священнического служения отец Александр истово и благоговейно совершал богослужения, был усердным проповедником Слова Божия. За неутомимый труд на ниве Христовой 8 сентября 1909 года он был награжден скуфьей, в 1920-м отмечен наперсным крестом, впоследствии возведен в сан протоиерея. Не оставлял батюшка и педагогических трудов: до 31 октября 1907 года он преподавал Закон Божий в Больше-Сундырском женском земском училище, с 31 октября 1907 года — в Больше-Сундырском мужском земском училище, с 18 ноября 1907 года — в Мало-Сундырском мужском и женском земских училищах, с 20 сентября 1909 года — в Шиндырьяльском земском училище. В преподавании отцу Александру очень пригодилось знание марийского языка. Ведь в селах Малый Сундырь и Шиндырьялы проживало только 7 русских семей (священнослужители Агеносовы и Березины, а также 5 семей учителей). Занимал батюшка и общественные должности: с 4 июня 1908 года был депутатом от священства по размежеванию церковных земель, с 19 марта 1910 года — катехизатором по церковно-историческому отделу 2 округа Козьмодемьянского уезда. По воспоминаниям родственников батюшка очень любил детей, «был всеми любимый и уважаемый», «сердечный по отношению ко всем людям, внимательный, добрый, серьезный, очень ответственный». Пожилая прихожанка А. Иванова вспоминает: «Отец Александр любил нас, маленьких. Особенно, когда мы подходили целовать крест, он погладит всегда по голове. Приложит сначала ко кресту детей, потом мужчин, а потом женщин. Покой был и порядок».
Закрытие церквей, монастырей, аресты священнослужителей, изъятие церковных ценностей, раскулачивание и насильственная организация колхозов в советское время — все это вносило в сознание людей смятение. В малосундырскую церковь в этот период стекались верующие из разных районов Марийского края, из Чувашии. Люди искали укрепление в вере, духовную поддержку, утешение в скорбях, ответы на свои наболевшие вопросы. «День и ночь в сторожке у церкви горел свет, до нескольких сот прихожан стекалось в церковь», — свидетельствовал очевидец. Помимо проповедей отец Александр проводил беседы, написал несколько «писем верующим», распространившихся по районам Марийского края и в Чувашии.
3 января 1933 года протоиерей Александр Агеносов был арестован. А. Иванова вспоминает: «Последнюю службу я хорошо помню. Отец Александр вышел с крестом, поднял свой крест в правой руке и говорит: «Сегодня моя последняя служба. Меня увезут. Церковь закроют». После этих слов все стали плакать. Так плакали все, как будто бы выли… Что он там дальше говорил, я не понимала, маленькая была. Потом я бежала домой, то бегу, то иду, сама плачу… Потом я слышала от жителя деревни Носелы, что отца Александра и еще нескольких батюшек уводили… по дороге они пели «Достойно есть»… у батюшки хотели отобрать крест, а отец Александр не давал, руки сложил крестообразно, но крест не отдавал… батюшка Александр говорил: «Где мне суждено умереть, там и останусь».
Во время единственного допроса, состоявшегося в ходе следствия 3 января 1933 года, отец Александр отказался давать какие-либо показания. Он сказал: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, по существу дела от каких-либо показаний отказываюсь». Решением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 8 июня 1933 года протоиерей Александр Агеносов был приговорен к ссылке в Казахстан на три года. Через два месяца, 7 августа 1933 года, батюшка скончался по дороге в ссылку в одной из больниц города Казани.
Э.Б. Абызова, Ю. Ерошкин