Красноперов Петр Д., протоиерей

Протоиерей Петр Красноперов

(9/22.06.1863–30.03.1939)

Протоиерей Петр Красноперов

Петр Дмитриевич Красноперов родился 9 июня 1863 года в селе Васильково Котельничского уезда Вятской губернии в семье причетника Димитрия Ивановича Красноперова. С 1873 года он обучался в Вятском Духовном училище, с 1880-го — в Вятской Духовной семинарии, где окончил четыре класса. 9 октября 1884 года Петр Красноперов был определен псаломщиком к Свято-Никольской церкви села Николаевское Котельничского уезда, 14 октября Преосвященнейшим Тихоном (Троицким-Донебиным), епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, облачен в стихарь. Кроме того, с 1 июня 1885-го по 10 января 1886 года П.Д. Красноперов проходил послушание учителя церковно-приходской школы села Николаевское.

3 января 1886 года псаломщик Петр Красноперов был определен на диаконское место к Казанско-Богородицкой церкви села Макаровка Яранского уезда Вятской губернии, а 16 марта того же года епископом Вятским и Слободским Макарием (Миролюбовым) рукоположен в сан диакона. В село Макаровка отец Петр прибыл 28 марта 1886 года и прослужил здесь около шести лет.

7 февраля 1892 года диакон Петр Красноперов был назначен на священническое место к Троицкой церкви села Люперсола (Кужмара) Яранского уезда Вятской губернии, 16 февраля того же года епископом Вятским и Слободским Сергием (Серафимовым) был рукоположен во священника. Отец Петр добросовестно относился к своим пастырским обязанностям, пользовался уважением и любовью прихожан. Вот что писал о нем настоятель Мироносицкой пустыни иеромонах Пантелеимон (Рожновский), впоследствии митрополит, побывавший в Люперсоле в 1899 году во время крестного хода с чудотворной Мироносицкой иконой Пресвятой Богородицы по селам Вятской губернии: «Второй священник о. П. на вид еще очень молодой и отличается тоже большим благоговением и усердием к молитве; кроме того, он заботится о духовном просвещении своих прихожан и всегда пользуется случаем, чтобы побеседовать с ними о вере и вообще о предметах духовных, а иногда и о недостатках, замечаемых им в жизни прихода, поэтому мирские молебны у него всегда бывают многолюдны, потому что вятский народ особенно дорожит словом назидания своего пастыря. Отец П., как мы убедились впоследствии, во всем округе пользуется не только известностью, но и большим уважением и любовью народа, так что на его полевые молебны нередко собираются даже из других приходов».

Священническое служение иерей Петр Красноперов сочетал с педагогической и миссионерской деятельностью. С 10 марта 1892-го по 24 сентября 1906 года он преподавал Закон Божий в Люперсольском министерском инородческом училище, в 1893-1899 годах был заведующим и законоучителем Ново-Уражской, Старо-Уражской, Недельской, Мало-Кадамской, Русско-Кадамской школ грамоты, с 7 января 1899-го преподавал Закон Божий в Средне-Кадамском начальном народном земском училище, с 1 октября 1900-го по 10 сентября 1906-го — в Энгерсолинской миссионерской школе грамоты, где был также и заведующим, с 1 октября 1904-го по 10 сентября 1906-го — в Кордемтюрской миссионерской школе. С 1892 (по другим данным — с 1899-го) года батюшка состоял членом вятского Братства святителя и чудотворца Николая, с 1894-го по 1916 год — членом-сотрудником Православного императорского Палестинского общества, с 1900-го по 1916-й — членом Православного Миссионерского общества. Немалым подспорьем в этих трудах было то, что отец Петр понимал марийскую речь, хотя полным знанием языка не обладал.

Труды батюшки на ниве Христовой были отмечены: в 1895 году он был награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III, 23 июня 1897-го — медалью за труды по первой Всероссийской переписи населения, 30 июля 1897-го — набедренником, 16 октября 1899-го — скуфьей.

8 мая 1906 года отец Петр получил назначение в село Русский Кадам Яранского уезда Вятской губернии, в местной Сретенской церкви он прослужил до ареста в 1937 году. 6 мая 1907 года батюшка был награжден грамотой Святейшего Правительствующего Синода, 6 мая 1909-го — камилавкой, 11 февраля 1911-го — серебряной медалью в память 25-летия восстановления церковных школ, 21 февраля 1913-го — юбилейным знаком в память трехсотлетия дома Романовых, 11 февраля 1915-го — знаком Православного императорского Палестинского общества, 25 августа 1915-го — жетоном Российского общества Красного креста. Приход села Русский Кадам поддерживал связи с Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем, насельники которого пожертвовали в Сретенскую церковь пять икон, в связи с чем архимандриту Пантелеимонова монастыря Михаилу с братией от архиепископа Вятского и Слободского была выражена благодарность.

В годы I мировой войны Русская Православная церковь была вместе со своим народом, разделяя его радости и горести. 16 июля 1915 года «Вятские епархиальные ведомости» сообщали: «Священник церкви села Русский Кадам Яранского уезда Вятской епархии Петр Красноперов препроводил обер-прокурору Синода сто рублей и просил о представлении сих денег Его Императорскому Величеству на нужды войны. В прошении своем по настоящему предмету священник Красноперов изъяснил, что деньги эти составляют все его сбережения за время тридцатилетней службы его, сначала в должности псаломщика, потом диакона и, наконец, священника в бедных приходах, что он ежедневно молит Господа Бога о даровании Его Императорскому величеству и Российскому христолюбивому воинству победы над врагом, и что своих духовных детей, отправляющихся на военную службу, он напутствует молебствием и увещеваниями «стоять за Веру, Царя и Отечество мужественно, без ропота, без страха пред врагом и смертию», по уходе же их на войну молится за них за каждою церковною службою и ныне рад помочь им хотя бы малою лептою. На письме Государь Император собственноручно начертал: «Сердечно благодарю Петра Красноперова»».

В начале 1920-х годов отец Петр по-прежнему был настоятелем Сретенской церкви села Русский Кадам, входившей в состав 4-го благочиннического округа Яранского викариатства Вятской епархии, а с 1 июня 1930 года вошедшей в состав Марийского викариатства Горьковской епархии. В условиях гонений на Церковь батюшка призывал прихожан посещать храм в воскресные дни и церковные праздники, много общался с детьми, наставляя ходить в церковь и обучая их молитве, обращался к прихожанам с просьбами помогать храму, на который были наложены непосильные налоги. Отец Петр пользовался в селе уважением, в праздники в церкви было немало народа, даже колхозники ходили в храм Божий. В 1928 году священник Петр Красноперов был возведен в сан протоиерея, в 1929-м к празднику Святой Пасхи награжден палицей, в 1935-м отмечен митрой, 19 марта 1930-го по решению духовенства и благословению епископа Яранского Серафима (Трофимова) был назначен духовником 4-го благочиннического округа Яранского викариатства Вятской епархии, к 1937 году исполнял должность благочинного Пектубаевского, Ново-Торъяльского, Оршанского, Ронгинского районов МАССР.

25 октября 1937 года протоиерей Петр Красноперов был арестован. В постановлении о предъявлении обвинения ложно утверждалось, что он систематически вел контрреволюционную агитацию против советской власти. Обвинение предъявлялось по статьям 58–10,13 УК РСФСР, батюшка содержался под стражей в камере предварительного заключения села Пектубаево, а в последующем был переведен в Йошкар-Олинскую тюрьму.

На трех допросах 26–28 октября 1937 года и двух очных ставках 27 октября протоиерей Петр Красноперов своей вины не признал, показав, например, на первом допросе: «Виновным я себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Я контрреволюционную агитацию не вел против советской власти, и не боролся против революционного движения». 10 ноября 1937 года состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором отец Петр был приговорен к восьми годам заключения, где и скончался 30 марта 1939 года.

Ю.Ерошкин

Фото из архива семьи Красноперовых.