Священномученик Серафим (Самойлович)
Священномученик Серафим (Самойлович)
(19/31.07.1880–4.11.1937)
Симеон Николаевич Самойлович родился 19/31 июля 1880 года в городе Миргороде Полтавской губернии в семье псаломщика. Он окончил Лубенское Духовное училище (1896), Полтавскую Духовную семинарию (1902), по завершении обучения был направлен в Алеутско-Аляскинскую епархию, которую возглавлял в то время епископ Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский и всея России. Во время пребывания на Аляске Симеон Самойлович нес послушание учителя Уналашкинской (1.08.1902 – июнь 1905), Ситкинской (1.07.1905 – сентябрь 1905) двухклассных школ, 25 сентября 1905 года епископом Аляскинским Иннокентием (Пустынским) был пострижен в монашество с именем Серафим, 2 октября того же года рукоположен во иеродиакона с причислением к Ситкинскому архиерейскому дому, 25 марта 1906-го хиротонисан во иеромонаха. С 1 августа 1906 года отец Серафим занимал должность настоятеля Нугекского прихода и начальника Нугекской Духовной миссии, с марта 1908-го преподавал Священное Писание и Основное богословие в Ситкинской Духовной семинарии, 25 марта 1908-го был награжден набедренником. Владыка Тихон (Беллавин) высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие, чуткое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой.
В 1908 году в связи с ухудшением состояния здоровья иеромонах Серафим подал прошение о возвращении в Россию, 4 октября того же года просьба эта была удовлетворена. В дальнейшем батюшка занимал должности помощника епархиального миссионера в городе Владикавказе Терской области (25.05–25.08.1909), духовника, а затем и инспектора Александровской Духовной семинарии, располагавшейся в городе Ардон в Осетии (1.09.1909–1910), настоятеля Богоявленского братского монастыря в городе Могилеве (13.04–23.06.1910), Толгского Свято-Введенского — в Ярославской епархии (23.06.1910 — сентябрь 1915). На ярославской земле отец Серафим вновь оказался под архипастырским окормлением владыки Тихона (Беллавина), 29 сентября 1913 года учредил при обители пчеловодческую школу с приютом для сирот, расширил монастырский странноприимный дом, с началом I мировой войны устроил лазарет для раненых. Батюшка деятельно участвовал в подготовке и проведении празднования 600-летия Толгского монастыря (август1914 г.). В дни юбилея обитель приняла множество богомольцев, были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба, паломники бесплатно получали иконы, брошюры, листовки духовного содержания. Труды отца Серафима были отмечены церковными и государственными наградами: 3 декабря 1908 года батюшка был награжден наперсным крестом, 11 мая 1912-го возведен в сан игумена, в 1914-м отмечен орденом святой Анны 3-й степени.
С 5 сентября 1915-го по февраль 1920 года отец Серафим нес послушание настоятеля Угличского Покровского Паисиева монастыря, 29 июня 1916 года был возведен в сан архимандрита, деятельно помогал святителю Агафангелу (Преображенскому) в управлении епархией, в дни разгула красного террора смог уберечь вверенную ему обитель от разорения. 15 февраля 1920 года архимандрит Серафим (Самойлович) был рукоположен во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В июле 1922-го он был арестован за распространение послания Патриарха Тихона и «сопротивление изъятию церковных ценностей», приговорен Рыбинским губернским революционным трибуналом к трем годам лишения свободы. Владыка отбывал наказание в ярославской тюрьме и был освобожден по амнистии 2 октября 1923 года.
С 17 марта 1924-го, помимо угличского викариатства, епископ Серафим временно управлял Ярославской епархией, сменив архиепископа Иосифа (Петровых), перемещенного на Херсонско-Одесскую кафедру. 18 мая того же года Владыка был вновь арестован и находился в узах до ноября, затем, в связи с арестом и ссылкой митрополита Агафангела (Преображенского), вновь управлял Ярославской епархией до 18 мая 1926 года, а угличским викариатством — до декабря того же года. В 1924 году Святейшим Патриархом Тихоном Владыка был возведен в сан архиепископа, впоследствии стал одним из архипастырей, подписавших 12 апреля 1925 года акт о передаче высшей церковной власти Патриаршему местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), а после ареста владыки Петра активно поддерживал заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в его противостоянии григорианскому расколу.
8 декабря 1926 года, на случай устранения его предшественников от управления церковными делами, согласно завещательному распоряжению митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) архиепископ Серафим был назначен кандидатом на должность временно исполняющего обязанности заместителя Патриаршего местоблюстителя и нес данное послушание с 29 декабря 1926-го по 7 апреля 1927 года, в период нахождения в заключении митрополита Сергия (Страгородского). «Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям — епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви», — писал Владыка при назначении заместителем Патриаршего местоблюстителя. Архиепископ Серафим просил епископат до минимума сократить переписку и сношения с главой Церкви и предоставил все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать на местах. В марте 1927 года Владыка был арестован и находился в течение трех дней в московской Внутренней тюрьме ОГПУ. На встрече с Е.А. Тучковым, возглавлявшим чекистский отдел по борьбе с Церковью, архиепископ Серафим отказался принять предлагаемые советской властью условия легализации Церкви, мотивировав это тем, что не считает себя полномочным решать вопросы принципиального характера без находившихся в заключении старших иерархов.
С апреля 1927-го по 4 ноября 1928 года архиепископ Серафим (Самойлович) вновь управлял Угличским викариатством Ярославской епархии. 6 февраля 1928 года вместе с группой архиереев во главе с митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским) он подписал декларацию об отделении от заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и учрежденного при нем Временного Патриаршего Синода. Указывая на превышение владыкой Сергием канонических полномочий, иерархи выражали глубокое сожаление об избрании им такого направления деятельности, при котором «начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному». В заключение подписавшиеся архиереи выразили верность иерархическому подчинению местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Петру (Полянскому) и объявили о самостоятельном управлении Ярославской епархией.
Одновременно владыка Серафим послал митрополиту Сергию письмо с увещеванием исправить положение, вызванное изданием в июле 1927 года так называемой Декларации и основанной на ней церковной политикой. Из него видно, как доброжелательно и сочувственно относился он к владыке Сергию, как желал убедить его в том, что считал правильным, сохраняя глубокое почтение к старшему собрату: «Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоученого Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце».
17 февраля 1928 года архиепископ Серафим (Самойлович) был арестован и выслан в Могилев, где проживал в Буйничском Свято-Духовом монастыре. 2 марта 1929-го он был вновь репрессирован, 14 марта ему предъявили ложное обвинение в распространении антисоветских документов (статья 58–10 УК РСФСР). 17 мая 1929 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ Владыка был приговорен к трем годам заключения, отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения, где его постоянно посылали на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, архиепископ Серафим упал с лесов, сломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 года Владыка был отправлен на строительство Беломорканала, один из его соузников вспоминал: «Он слабел телесно, но духом был тверд. ... Больной владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда лишенный физического общения с верующими я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку».
19 января 1932 года архиепископ Серафим был освобожден и вскоре прибыл на жительство в Козьмодемьянск. За духовным окормлением к известному архипастырю потянулись принадлежавшие к «непоминающим» бывшие насельницы Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря, ранее пользовавшиеся духовными советами отбывавшего в городе ссылку епископа Чистопольского Иоасафа (Удалова) и служившего в козьмодемьянском Троицком монастырском храме архимандрита Иннокентия (Куледина), прихожане Троицкой церкви села Малый Сундырь во главе с протоиереем Александром Агеносовым. Усилиями верующих для Владыки в Козьмодемьянске был куплен дом на так называемой Пугачаевской горе, где он и поселился. Архиепископ Серафим одобрил деятельность «непоминающих» горной стороны Марийского края, в ноябре 1932 года в беседе с одним из священников Горномарийского района говорил: «Наша цель — не легализация Церкви при советской власти, а легализация в Царствии Небесном при загробной жизни».
Архипастырские труды владыки Серафима на горной стороне Марийского края продолжались около года. 29 декабря 1932 года он был арестован и ложно обвинялся в руководстве контрреволюционной группой церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). Показания Владыки на допросах представляют собой яркий пример исповедничества, весьма вдумчивого анализа происходивших в стране и в Русской Православной Церкви событий. 3 января 1933 года архиепископ Серафим говорил: «Советскую власть я расцениваю как факт совершившийся, но как власть временную, не ограничивая никакими сроками время ее существования и не предсказывая никакого будущего, т.к. это только одному Богу известно. Всех архипастырей, которые находятся в изгнании, как то: митрополитов Петра Крутицкого, Кирилла Казанского, <епископов> Иоасафа, Нектария я считаю как страдальцев за веру Христову, так как никакой антисоветской деятельности в их действиях я не нахожу. … Сообщаю, что никакой контрреволюционной группировки в церкви села Малый Сундырь я не возглавлял и идейно не руководил, никакого воззвания не писал и не рассылал верующим этого района».
9 января 1933 года Владыка с семнадцатью другими арестованными был переведен в Йошкар-Олу, где содержался в арестантском помещении при ОГПУ. 1 и 17 февраля он дал дополнительные показания, которые также сохранились в следственном деле. 1 февраля архипастырь говорил: «Заявляю, что, по моему убеждению, из бесед с гражданами, которые ко мне приходили из Мало-Сундырской церкви, никакой работы против советской власти <они> не вели и не могли вести. Поэтому и моего участия или вдохновения контрреволюционной группировки вокруг Мало-Сундырской церкви никакой не было». В показаниях от 17 февраля говорится: «Я считаю, что нам, истинным христианам, с советской властью, не признающей Бога и ведущей антирелигиозную работу не по пути. Но, придерживаясь такой позиции, я считаю возможным оставаться при своем положении, не ведя активной борьбы против советской власти и ее мероприятий. … Юридически советская власть объявила декрет об отделении Церкви от государства, предоставила свободу верований, фактически Церковь и религия в России в настоящее время находятся в большом притеснении. В жизни мы видим, что ряд церквей закрываются по решению группы граждан, активно участвующих в социалистическом строительстве, а основная масса верующих просто не участвует в решениях о закрытии церквей в силу своей неразвитости, забитости и боязни могущих быть отсюда последствий — это первое. Второе то, что при активной поддержке и покровительстве самой советской власти организуются союзы безбожников, которые также ведут работу против церкви и религии. … Я лично, как христианин, не могу одобрить политику советской власти в деле раскулачивания и выселения кулачества из мест постоянного проживания. Я рассматриваю это по христианскому убеждению, как факт морального угнетения и притеснения человека, чего можно было бы избежать, не вносить вражду между группами людей, не вносить зло в человеческую массу, а можно было бы лишь сделать некоторые ограничения и оставить их на прежнем месте жительства, заставив их заниматься честным трудом. К тому же нужно отметить, что ликвидация кулачества отражается на материальном положении Церкви, так как с уничтожением кулачества все содержание церквей и пастырей должно лечь на плечи трудящихся, экономически меньше обеспеченных, поэтому они не имеют возможности подвести такую прочную экономическую базу под Церковь».
Решением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 8 июня 1933 года архиепископ Серафим (Самойлович) был выслан в Северный край сроком на три года. Владыка отбывал наказание в Архангельске, где 21 мая 1934-го был арестован вновь и 1 июня того же года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по статьям 58–10,11 УК РСФСР был приговорен к пяти годам заключения.
Архиепископ Серафим отбывал наказание в Сибирских лагерях (Сиблаге), на станции Суслово в Новосибирской области, располагавшейся к востоку от города Мариинска. 15 сентября 1937 года Владыка был арестован по ложному обвинению в организации контрреволюционной группы и систематической контрреволюционной агитации (статьи 58–10,11 УК РСФСР), в ходе следствия виновным себя не признал, показав на допросе 16 сентября в ответ на требование указать знакомых по Советскому Союзу: «Что касается связей по Советскому Союзу, на этот вопрос я отвечать не буду, боясь того, что люди, с которыми я имею связь, могут подвернуться репрессиям». 28 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Новосибирской области он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 4 ноября 1937 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери.
Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в августе 2000 года, архиепископ Серафим (Самойлович) был причислен к лику Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Празднование святому совершается в день соборной памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Соловецких (9/22 августа) и в день мученической кончины Владыки (22 октября/4 ноября).
Ю. Ерошкин
Использованы материалы статьи
Правда В.Л. Дело архиепископа Самойловича в Сусловском ОЛП Сиблага // «Вестник Кузбасского государственного технического университета». 2013. №5. С.160-164, а также
сайтов pravoslavie.ru, ru.wikipedia.org, martyrs.pstbi.ru