ortho-hist-12.ru

Фролова Серафима, игумения

Игумения Серафима (Фролова)

(1865–…)

Дария Петровна Фролова родилась в 1865 году в селе Шаркан Сарапульского уезда Вятской губернии в крестьянской семье, получила домашнее образование. 20 июня 1885 года она поступила в Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, 9 апреля 1893-го была определена в число послушниц обители, 22 ноября 1894-го облачена в рясофор, а 25 января 1906-го пострижена в монашество с именем Серафима. Определением Святейшего Синода от 14 преля 1909 года матушка была утверждена настоятельницей Царевококшайского Богородице-Сергиева женского монастыря, а 2 июля 1913 года архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом (Пятницким) в кафедральном соборе Казани возведена в сан игумении. Труды монахини Серафимы на ниве Христовой отмечались епархиальным начальством и ранее: согласно указу Казанской Духовной консистории от 10 августа 1912 года ей было преподано архипастырское благословение.

Под руководством игумении Серафимы жизнь вверенной ей обители развивалась в различных направлениях. В 1912 году в Богородице-Сергиевом монастыре проживали 165 насельниц, в церковно-приходской школе в 1910-м проходили обучение 23 воспитанницы, в 1912-м — 35, в 1913-м — 29. Согласно указу архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского) от 8 ноября 1910 года при обители открылся приют для девочек школьного возраста. В монастыре действовали стационар и богадельня, приспособленная для призрения мирских стариц, лишенных способности содержать себя личным трудом. В 1912–1913 годах в ней содержалось 7 старушек.

При содействии игумении Серафимы насельницы Богородице-Сергиева монастыря и священнослужители Входо-Иерусалимской церкви занимались миссионерской и культурно-просветительской деятельностью. С 1914 года при обители работала книжная лавка, с 1913-го в ходе некоторых Всенощных бдений и Литургий ектении и молитва «Отче наш» произносились диаконом на марийском языке, возгласы священника также звучали по марийски. Одним из видов социокультурной деятельности монастыря с 1912 года стали наблюдения за климатическими условиями в Марийском крае, собранные сведения ежегодно направлялись в Николаевскую главную физическую обсерваторию в Санкт-Петербурге.

Богородице-Сергиева обитель вела благотворительную деятельность, в ходе богослужений собирались средства, как на общецерковные, так и на епархиальные нужды. Монастырь участвовал и в социальных программах, оказывая помощь Казанскому училищу глухонемых, обществам Белого и Красного креста, детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей, Обществу повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям. Такая всесторонняя деятельность обители под руководством игумении Серафимы получила высокую оценку, в 1917 году матушка была награждена наперсным крестом.

После революции октября 1917 года начались гонения на Церковь. Не избежал их и Богородице-Сергиев монастырь. В 1917 году у обители были отобраны луга и лесные дачи, произведена реквизиция хлебных запасов, в 1918-м национализированы семь монастырских зданий, в распоряжение комиссариата земледелия Царевококшайского уездного совета передана пасека в 100 ульев. В 1919 году под угрозой изъятия находился и дом, в котором располагалась домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, в связи с чем игумения Серафима подавала прошение в Казанский губернский жилищно-земельный совет, в котором указывала, что попытка закрытия храма оскорбляет религиозные чувства верующих и незаконна согласно декрету об отделении Церкви от государства.

Видя твердость в вере монашествующих и их настоятельницы, власти пошли на крайние меры. 21 декабря 1920 года по распоряжению Краснококшайского исполкома была закрыта домовая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, 31 января 1921-го начался процесс ликвидации монастыря. Игумения Серафима (Фролова), по сохранившемуся преданию, была убита сотрудниками ЧК по дороге в Казань при попытке спасти имущество обители от разграбления. Точная дата кончины и место погребения матушки в настоящее время не известны.