Сайт Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

(3.05.1314—8.10.1392)

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский, носивший в миру имя Варфоломей, родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В житии его повествуется о том, что однажды за Божественной литургией еще до рождения сына мать его и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник возгласил «Святая святым». По такому необычному явлению верующие заключили, что младенец этот будет великим подвижником, истинным служителем Святой Троицы.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали в обучение вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учении, о чем скорбели родители его и он сам. Отрок молился Господу о даровании книжного разумения, и однажды произошло чудо. Отправившись по повелению отца за лошадьми в поле, мальчик встретил посланного Богом Ангела в образе старца-инока, который совершал молитву, а после окончания ее, благословив отрока, спросил, чего он желает. Варфоломей ответил, что хочет научиться грамоте, и попросил помолиться за него. Инок исполнил просьбу, а затем дал мальчику частицу просфоры в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. После этого старец хотел удалиться, но Варфоломей упросил его посетить дом родителей, которые с честью встретили гостя и предложили угощение. Однако инок ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь, что Варфоломей исполнил весьма успешно. С тех пор отрок без труда читал и понимал содержание книг, с особым усердием углублялся в молитву, не пропуская ни одного богослужения, уклонялся от обычных детских игр и развлечений. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Еще во дни отрочества Варфоломея, около 1328 года, родители его переселились из Ростова в Радонеж, где отрок закончил обучение и стал помогать в домашних делах. По кончине же родителей, которые незадолго перед тем были пострижены в схиму в Покровском Хотьковском монастыре, часть своего наследства Варфоломей передал младшему брату Петру, часть раздал нищим, а сам избрал уединенное житие во глубине радонежских лесов, дабы трудиться ради спасения души своей. К нему присоединился и старший брат Стефан, будучи в то время иноком. Призвав на помощь Бога, братья устроили в лесу келью, а близ нее небольшую церковь, которая по благословению митрополита Московского Феогноста была освящена во имя Святой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан перешел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же 7 октября 1337 года, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, был пострижен в монашество с именем Сергий. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим духовного руководства, всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати монашествующих. Монах Сергий отличался редким трудолюбием, своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии, смиренно выполнял другие работы, соединяя телесный труд с молитвой, бдением и постом. В 1354 году епископ Волынский Афанасий, проживавший в то время в Переславле-Залесском, рукоположил его во иеродиакона, на следующий день – во иеромонаха, а затем возвел в сан игумена. Приняв благодать священства и послушание настоятеля монастыря игумен Сергий по-прежнему продолжал служить братии, исполняя различные послушания. Одежду, как и раньше, по смирению своему, он носил ветхую, негодную, покрытую заплатами.

Еще при жизни игумен Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. По его молитве Господь воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных подвижником, стала быстро распространяться, к нему начали приводить болящих, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест, и все, кто посещал святого с верой, обретали не только телесное, но и душевное здоровье. Многие иноки приходили в обитель, желая жить вместе с батюшкой и получать от него наставления, князья, бояре, простецы благоговейно почитали отца Сергия наравне с древними святыми Отцами.

Но слава от людей не прельщала великого подвижника, он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Однажды во время Литургии некоторым открылось, что отцу Сергию сослужил Ангел Господень, но батюшка запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. А когда святитель Алексий, митрополит Московский, чувствуя приближение своей кончины, призвал к себе отца Сергия и предложил ему принять епископский сан, дабы он мог со временем быть его преемником на Московской митрополии, батюшка с твердостью отказался, не считая себя достойным. «Прости мне, Владыко святый, — отвечал он митрополиту, — ты желаешь возложить на меня бремя выше меры моего достоинства. Ибо кто я? Недостойный и худейший паче всех человек!» Святитель Алексий, видя глубокое смирение подвижника, не настаивал на исполнении своего желания и отпустил его с миром.

Русская земля страдала в то время от монгольского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель испросить благословения игумена Сергия на предстоявшее сражение. 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русское воинство одержало полную победу над монгольскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от монгольского ига. Во время сражения отец Сергий вместе с братией молил Бога о даровании победы русскому воинству. Будучи наделен даром прозорливости, батюшка духовными очами видел то, что совершалось вдали, и возвестил братии о победе русских, называл по именам и молитвенно поминал христиан, погибших на Куликовом поле. Князь же, возвратившись с торжеством с поля битвы, пришел в обитель и благодарил подвижника, ибо он помог ему своими прилежными молитвами к Богу.

Однажды глубокой ночью отец Сергий читал акафист пред иконой Божией Матери. Утомившись, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику Михею, что их ожидает чудесное посещение. И вот в ночи послышался голос: «Се, Пречистая грядет!» Отец Сергий поспешил из келии своей в сени и внезапно осенил его свет великий, и он узрел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом. Преподобный пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась его и сказала: «Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя, ибо услышана молитва твоя. Не скорби о учениках своих, о которых ты молишься, и об обители своей: не только при жизни твоей, но и после твоего отшествия к Богу Я неотступна буду от обители сей, неоскудно подавая все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Матерь Божия стала невидимой.

Достигнув глубокой старости, отец Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании отца Никона. В безмолвном уединении, причастившись Святых Таин, батюшка преставился к Богу 25 сентября/8 октября 1392 года в возрасте семидесяти восьми лет. Через тридцать лет после кончины преподобного Сергия были обретены его святые мощи. При открытии гробницы разлилось благоухание великое. Переложив честное тело Преподобного в новую раку, собравшиеся в этот день, 5 июля 1422 года, совершили торжественное молебствие, прославляя Бога, дивного во святых Своих. Мощи подвижника, чудом уцелевшие в годы гонений на Церковь, и поныне почивают в Троице-Сергиевой лавре. Память святого празднуется 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября).

В связи с историей Марийского края преподобный Сергий Радонежский впервые упоминается в «Казанской истории», как один из первых просветителей населения горной стороны. В 1551 году в пятнадцати верстах от Казани, на очень удобном и красивом месте, был построен город Свияжск, в котором поставлены шесть монастырей, а в одном из них — храм преподобного Сергия. О том, что произошло несколько ранее «Казанская история» повествует так: «И явилось первое знамение Божией помощи благодаря молитвам Пречистой Богородицы и всех новых святых русских чудотворцев: на третий день после того, как пришли царь и воеводы и начали строить Свияжский город, явились к ним с дарами, предупредив заранее через послов, старейшины, сотники горной черемисы. … И рассказали … сотники горной черемисы, живущие неподалеку от Свияжска, то, что было им хорошо и подробно известно: «За пять лет до постройки этого города … слышали мы здесь часто звонящий по русскому обычаю церковный звон. И напал на нас страх, недоумевали мы и дивились, и много раз посылали неких быстроногих юношей добраться до места того и посмотреть, отчего это происходит. И слышали они прекрасно поющие, как во время церковной службы, голоса, а самих поющих не видели; одного только увидели старого каратуна вашего, то есть старца, ходящего по тому месту с образом и крестом, и благословляющего на все стороны, и кропящего святой водой, как если бы он любовался этим местом и размерял, где поставить город. Место же все то наполнилось благоуханием. Много раз посланные нами юноши, отважившись, поджидали его, чтобы свести в Казань и допросить, откуда он приходит на это место. Он же не давался им в руки. Они и стрелы в него пускали из луков, чтобы, подстрелив, схватить его, но он становился невидим. Стрелы же их не долетали до него и не поражали его, но летели вверх, а, опускаясь, переламывались пополам и падали на землю. И, устрашившись, юноши те убегали прочь. Мы же удивлялись. И, дивясь, размышляли мы про себя: «Что нам предвещает это знамение?» Этим старцем и был преподобный Сергий Радонежский.

Почитание преподобного Сергия в Марийском крае началось издавна. Первый из известных нам ныне приделов в честь святого был освящен в 1838 году в тогда еще деревянной церкви села Косолапово. В 1861 году придел во имя преподобного Сергия освятили в храме села Азаново, в 1882-м — в теперь уже каменной Свято-Никольской церкви села Косолапово. В 1909 году, и также на территории нынешнего Мари-Турекского района, в селе Большая Пиштанка, на средства прихожан был выстроен деревянный пятиглавый храм в честь преподобного Сергия.

Почитали святого и монашествующие Марийского края. В 1881 году домовой храм во имя Преподобного был освящен в Сурском Михаило-Архангельском мужском монастыре. Но особо следует выделить Царевококшайский Богородице-Сергиев женский монастырь, образованный 31 августа 1888 года по указу Святейшего Синода на основе богадельни, действовавшей с 1886 года. Данная обитель была названа в честь явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, которое празднуется 24 августа/6 сентября. Домовой храм во имя Преподобного был освящен в монастыре 1 сентября 1888 года. В нем находилась особо почитаемая верующими икона, изображающая явление Божией Матери преподобному Сергию.

В советское время храмы, в которых находились престолы в честь святого Сергия, были упразднены. Церковь в Косолапово закрыли 3 августа 1937 года, храмы в Пиштанке и Азаново – в 1940-м. Несколько ранее, 31 августа 1921 года был упразднен Михаило-Архангельский мужской монастырь, 21 декабря 1920-го — домовая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского Царевококшайского Богородице-Сергиева женского монастыря, а 31 января 1921-го было принято решение о ликвидации данной обители в целом. К настоящему времени в столице республики сохранилось несколько монастырских строений, имя Преподобного носят гимназия в Йошкар-Оле, открытая в 2000 году, а также Богородице-Сергиева пустынь в Килемарском районе.

Таков был жизненный путь преподобного Сергия Радонежского, по праву считающегося одним из первых просветителей населения горной стороны Марийского края. И хочется надеяться, что почитание святого на марийской земле будет возрастать, а его вклад в развитие истории и культуры нашей республики со временем будет исследован полнее и глубже.

Ю. Ерошкин

В сокращенном виде опубликовано в книге

«История Марийского края в лицах. XIV — начало XX веков». Йошкар Ола,2012.

 

Источники и литература: ГА РМЭ. Ф.80. Оп.1. Д.168; ГА РМЭ. Ф.86 (фонд Царевококшайского Богородице-Сергиева монастыря); ГА РМЭ. Ф.186. Оп.1. Д.1; Житие преподобного Сергия Радонежского. См. например: www.pravoslavie.ru; www.saints.ru; Сергий Радонежский //ru.wikipedia.org; Спасский Н.А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. Казань,1912; Стариков С.В., ЛевенштейнО.Г. Храмы и монастыри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001.