Шумилин Петр, протоиерей

Протоиерей Петр Шумилин

(1/13.10.1881–27.01.1938)

Протоиерей Петр Шумилин

Петр Романович Шумилин родился 1/13 октября 1881 года в селе Ивановка Николаевского уезда Самарской губернии в крестьянской семье. После окончания им сельского начального училища родители решили отдать мальчика учиться дальше, но с отцовской оговоркой: «Учись сынок, нет тебе ни гроша, но я надеюсь, что ты пробьешь себе дорогу».

В последующее время П.Р. Шумилин окончил Николаевское миссионерское училище при Спасо-Преображенском монастыре, c 1897 года нес послушание учителя церковно-приходской школы села Балаково, где преподавал Закон Божий и рисование. На этом поприще он трудился десять лет, дважды удостаивался архипастырского благословения с грамотой. Проживая в Балаково, Петр Романович познакомился с дочерью местного священника Александрой Мишуковой, которая стала его супругой. Через некоторое время тесть, Симеон Давыдович Мишуков, был переведен в Нижегородскую епархию, к Троицкому храму села Медведево Семеновского уезда. За старшими потянулась и молодая семья. Поначалу П.Р. Шумилин служил псаломщиком в одной из церквей села Пурех, 24 февраля 1908 года был рукоположен во священника к Троицкому храму села Богоявление Семеновского уезда. С 1909 года батюшка являлся членом совета Семеновского отделения Братства Святого Креста Нижегородской епархии, с 1914-го — председателем Семеновского отделения указанного выше братства, был награжден набедренником (1911), скуфьей (1915), медалью в честь 300-летия Дома Романовых, удостоился архипастырского благословения за миссионерские труды (1914), впоследствии, в 1931 году, был возведен в сан протоиерея.

По свидетельству очевидцев, отец Петр был человеком энергичным, всесторонне развитым, владел несколькими иностранными языками. В его доме имелась большая библиотека книг и периодики, прижизненные издания В.Г. Белинского, А.С. Пушкина, журналы «Современник», изданные под редакцией Н.А. Некрасова. Отец Петр щедро одаривал книгами и других, известно письмо из Нижегородского епархиального женского училища, совет которого благодарил батюшку за принесенные в дар 32 тома Полного энциклопедического словаря издания Граната.

Священник Петр Шумилин занимался литературной деятельностью, умело работал на земле, знал пчеловодство, мог оказать медицинскую и ветеринарную помощь, организовал в селе хоровой кружок, преподавал в школе Закон Божий. В Богоявлении устраивались им просмотры диафильмов на исторические темы, по инициативе батюшки была организована местная пожарная дружина. В свободное время отец Петр рисовал пейзажи, по вечерам садился за фисгармонию. Он хорошо пел, обладал красивым баритоном и часто вполголоса напевал духовные песнопения П.И. Чайковского или романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Свой литературный псевдоним батюшка получил от знаменитого писателя, публициста, этнографа В.Г. Короленко. В автобиографии он писал: «Быв учителем, я познакомился с В.Г. Короленко и при его поддержке поступил вольнослушателем в Московскую Академию. … В русской литературе стал выступать с 18 лет и считаюсь учеником Владимира Короленко, с которым имел переписку до смерти последнего (т.е. до 1921 года). … По совету Короленко я принял литературный псевдоним — Юрий Всеволодович Прилуцкий. … А во дни гонений и несчастий я подписывал свои статьи скромными инициалами Ю.П.».

Отец Петр писал стихи, рассказы, повести, коллектив учителей богоявленской школы в 1913–1914 годах выпускал рукописный журнал, батюшка был его автором и редактором. В 1918 году в частной типографии В. Красильниковой в городе Семенове вышла в свет его небольшая повесть «Евстафий Плакида», повествующая о жизни римского полководца-язычника, который, претерпев многие скорби и бедствия, нищету и лишения принял святое крещение. Повесть «Иисус Назарянин» была написана в 1920 году. В первой части (всего их планировалось три) было 15 глав, в которых описывалась история Иисуса Христа с рождения Его Божественной Матери до 30-ти летнего возраста Спасителя. К написанию второй части отец Петр приступил в 1923 году, она включала период от рождения пророка Иоанна Предтечи до входа Господня в Иерусалим. Третья часть не была написана, или не сохранилась. Стихотворений отцом Петром было написано более ста (125), сохранился сборник «Вечерние досуги», куда вошли произведения о любви (к Богу, семье, супруге), стихи-посвящения, в том числе и детям.

Часть трудов отца Петра была на краеведческую тематику. В связи с этим заслуживает внимания очерк под названием «В Захолустьях». «Живо интересуясь стариной, я предпринял путешествие по Семеновскому уезду — гнезду старой веры. Мною посещены, по возможности, все исторические места: Улангер, Оленевские и Комаровские скиты, Шарпан, Чернуха, Пафнутово, весь Керженский угол, развалины больших скитов, могилы «страдальцев за веру» и др. места», – писал батюшка. Отец Петр знакомил читателей с историей и бытом старообрядцев, в ходе поездок записывал их стихи и песнопения. Об одном из старообрядческих наставников, потомке боярского рода Салтыковых, он писал: «Предо мной стоял отживающий тип старика, который свое мировоззрение, наперекор всем стихиям, старается донести до могилы неповрежденным, цельным, и вместе с душой представить свою чистую веру пред престолом Божиим на Его Святой суд».

Одной из самых известных сфер деятельности отца Петра стало пчеловодство. В автобиографии он упоминает о своем деде, который с двенадцати лет брал его на пчельник. «Дедушка Федор был таким знатоком пчелиной жизни, которых и теперь редко встретишь. Придя на пчельник, он полчаса стоял с закрытыми глазами, прислушивался и после этого мог обрисовать полную картину жизни пчел и в чем они нуждаются. По звуку пролетевшей пчелы мог сказать, что пчела несет: нектар, воду, клей, пыльцу или летит порожняком».

В журнале «Вестник российского и иностранного пчеловодства», начиная с 1926 года, печатались статьи отца Петра в серии «Советы пчеловодства». Его наблюдения показали, что расстояние перелета пчел от медоносов до улья влияет на густоту и аромат меда, им проводились опыты по зимнему размножению пчел, искусственному оплодотворению маток. В статье «Язык пчел» (1926) батюшка писал о том, как по поведению пчел в улье можно определить их состояние после зимовки. Ровный, уверенно-деловой шум считался признаком благоденствия, по шелесту в улье можно было определить, что «мед на исходе», «запас кончился», «умираем» и т.п. Свои знания в области пчеловодства батюшка не таил, щедро делился ими с местными крестьянами-пасечниками, а когда в августе начинали качать мед, в первую очередь посылали его больным, бедным, многодетным, сиротам. В книге известного пчеловода И.А. Шебаршова «История русского пчеловодства» говорилось, что первые опыты искусственного осеменения пчел в России были произведены в 1904 году нижегородским пчеловодом Петром Романовичем Шумилиным, в статье «Сенсационное открытие в пчелотехнии» (1927) отмечалось: «Русские пчеловоды могут гордиться крупными открытиями, сделанными в области оплодотворения маток рядовыми нашими пчеловодами, из которых наибольшая часть принадлежит, несомненно, любителю Юрию Прилуцкому, … Петру Романовичу Шумилину. «Вестник» же гордится тем, что приступил к печатанию краткого изложения его капитальной работы».

Ранней весной, когда начинались полевые работы, отец Петр трудился на тракторе, был отличным механиком, слесарем, хорошо разбирался в технике. В первую очередь он обрабатывал землю бедным, многосемейным, многодетным и в последнюю очередь себе. Проявляя ко всему интерес, батюшка заключил договор со столичным университетом на проведение опытов на Юрьевом озере (деревня Озеро). В летнее время студенты брали здесь донный грунт, производили химические анализы. Регулярно проводил батюшка и метеорологические наблюдения.

Отец Петр изучал также основы медицины, полученные знания давали ему возможность оказывать фельдшерскую и ветеринарную помощь, за которой обращались жители ближайших деревень. Медикаменты при этом выделяла батюшке земская больница, готовить лекарства помогала и старшая дочь Клавдия. Как-то раз один прихожанин косил траву и отрубил себе большой палец на ноге. Он быстро оторвал лоскут от рубашки, завернул в него палец, прибежал к отцу Петру и говорит: «Батюшка, помоги мне. Батюшка, не дай помереть». Священник велел пострадавшему творить молитву, обработал рану и палец, пришил его, так что он сросся, только не чувствовал. Причем все это отец Петр делал без наркоза, с усердной молитвой.

Батюшка остался в памяти людей как хороший семьянин. С матушкой они жили очень дружно, понимали друг друга с полуслова, детей воспитывали тактично и в строгости. Семья Шумилиных брала на содержание и воспитание детей-сирот, воспитав их до 16 лет, батюшка их трудоустраивал.

Революцию 1917 года отец Петр, по его словам, «приветствовал от души, так как видел в этом крутой поворот к распределению материальных благ на началах равенства». После установления советской власти в Семеновском уезде он был избран членом волостного совета, возглавил земельный отдел. Как руководителю, ему приходилось решать массу вопросов, были недовольные, старавшиеся отомстить, угрозы и письменные жалобы. Одна из таковых поступила в Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией при Семеновском совете рабочих и крестьянских депутатов в сентябре 1918 года. В ней утверждалось, что «Шумилин не есть работник при органах Советской власти, что он этим лишь прикрывается и дает содействие сотоварищам своего черного гнезда. … Он есть старый и ярый черносотенец».

Отец Петр все обвинения отверг, следствие сделало вывод: «Петр Шумилин, а также и Виноградов Александр, председатель волостного совета, не виноваты, а наоборот даже – работают эти люди бескорыстно в советских учреждениях на пользу местного населения».  После четырех месяцев заключения батюшка был освобожден, трудиться далее в волостном совете в связи с ужесточением гонений на духовенство не стал, некоторое время работал счетоводом в потребкооперации, не оставляя священнического служения.

1 мая 1931 года по указанию властей в селе Богоявление было проведено собрание, на котором присутствовали 98 человек, принявшие постановление: «Просить Семеновский райисполком выслать из с. Богоявление священника Шумилина за то, что он ведет агитацию среди бедноты за не вхождение в колхоз». 26 марта 1932 года отец Петр был арестован. Когда он ознакомился с предъявленным обвинением, то заявил: «Виновным себя не признаю и по существу дела показываю, что все мои проповеди носили чисто религиозный характер, а не подрывной. … Я старался насколько возможно работать в новых условиях, но встречал различные препоны. Например, во время голода в Семеновском районе мною для беженцев было собрано до 800 шт. различной одежды. Но в Комитете по оказанию помощи беженцам этот вклад у меня не приняли, заявив: «Поповской помощи нам не нужно».

Мне казались жестокими и несправедливыми принудительный труд на лесных разработках, непосильные налоги на духовенство, закрытие и разрушение церквей, ликвидация кулачества, когда совершенно не считались с беременными женщинами, грудными детьми, больными и старыми людьми, выгоняя их из домов в зимнее время, ссылая в отдаленные места. … Признавая, что лучший путь к равенству – это социализм, я все же думал, что он без религии, при всей грандиозной положительной реконструкции хозяйства страны, не может дать той общественной спайки, внутреннего объединения, внутренней заботы человека о человеке, которые бы вывели человечество из создавшихся противоречий.

Я решил работать в области религии, объединить общину в одном духе, одних мыслях. В моем распоряжении был храм, и я, кроме догматических, канонических и исторических проповедей, решил говорить проповеди и политического характера (против атеизма). Так, в проповедях я говорил, что религия вечна, религия необходима, даже если будут разрушены храмы, опрокинуты алтари и изгнаны пастыри. Такие явления будут временными, высшие органы управления осознают, что без религии обойтись нельзя, из истории ясно, что великие мировые государства рушились после упадка религии и нравственности».

В 1932 году отец Петр был приговорен тройкой при полночном представителе ОГПУ по Нижегородскому краю по статье 58–10 УК РСФСР к 3 годам заключения, отбывал наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Вначале он был определен на общие работы, затем переведен в бухгалтерию транспортной конторы, сотрудничал в лагерной газете «Перековка». За добросовестную работу 7 мая 1934 года батюшка был досрочно освобожден.

Среди заключенных отец Петр снискал уважение своим терпением, добротой, смирением. Родственники батюшки, в связи с этим, рассказывали: «Как-то раз затеяли заключенные между собой разборку и стали избивать слабого, немощного зека, тот не мог вовремя вернуть долг. Дело было вечером, проходил мимо Петр Романович, услыхал стоны и подошел к этой компании, увидел драку и сказал: «Что вы делаете? Яко с нами Бог! Яко с нами Бог! Яко с нами Бог!» Те мгновенно остановились … и разбежались по разным сторонам. Дед помог избитому встать на ноги и довел его до казармы. Тот очень благодарил Петра Романовича, что он спас его от смерти, на что дед ответил: «Не я тебя спас, а Бог тебя спас!» С тех пор заключенный уверовал в Бога».

После отбытия наказания отец Петр служил в Мироносицкой церкви села Линда Пустынь Борского района Горьковской области (5.07.1934–6.09.1935), Троицком храме города Козьмодемьянска (09.1935–20.06.1937), епископом Марийским Варлаамом (Козулей) был назначен его настоятелем. По свидетельству мирянки Евгении Крауч, знакомой с батюшкой по служению на горной стороне Марийского края, отец Петр пользовался авторитетом у верующих, был человеком скромным, обладая даром проповедника, способствовал увеличению числа прихожан. Это не соответствовало интересам властей, которые стали чинить различные препятствия, с июня 1937-го лишили отца Петра возможности совершать богослужения.

В августе того же года батюшка вернулся в село Богоявление, устроился на работу бухгалтером в Керженский лесокомбинат. 24 октября 1937 года он был арестован, обвинялся в контрреволюционной агитации против колхозов, уплаты налогов, подписки на заем, участии в контрреволюционной «церковно-фашистской организации» (статьи 58–10, 11 УК РСФСР). 31 декабря отец Петр был приговорен тройкой УНКВД СССР по Горьковской области к расстрелу. Приговор привели в исполнение 27 января 1938 года в 15 часов, точное место погребения батюшки в настоящее время не известно.

Ю. Ерошкин

использованы материалы М.В. Циркулевой, размещенные на сайте lyskovskaya eparhya.ru;

материалы научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения П.Р. Шумилина,

опубликованные на сайте semenov.nnov.ru;

фото с сайта forum.vgd.ru