Азановский Симеон, священник
Священник Симеон Азановский
(1868–…)
Симеон Антонович Азановский родился в 1868 году в селе Азаново Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье священника Антония Азановского. 25 июня 1889 года он окончил по второму разряду Казанскую духовную семинарию, с 13 ноября 1889-го по 17 октября 1891-го занимал должность учителя Шоя-Кузнецовского земского училища, а с 17 октября 1891-го по 1 октября 1896-го — Вараксинского земского училища.
13 октября 1896 года С.А. Азановский был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Сурты Царевококшайского уезда Казанской губернии. Помимо служения в храме Божием батюшка занимался педагогической деятельностью: с 5 ноября 1897-го по 2 марта 1900 года занимал должность законоучителя, а с 1906-го — заведующего и законоучителя Негодяевской церковно-приходской школы. Кроме того, он преподавал Закон Божий в Петяковской женской школе грамотности (1898-1906), Ежовском земском училище (5 ноября 1897 — 15 октября 1908), Михайловском 2-х классном училище (30 ноября 1896 — 5 апреля 1910). В течение шести лет отец Симеон был председателем местного приходского попечительства, 31 мая 1901 года за усердную службу и примерное поведение был награжден набедренником, 21 июня 1908-го — скуфьей. Отмечен батюшка был и серебряной медалью на Владимирско-Александровской ленте в память 25-летия церковных школ. Согласно сохранившимся клировым ведомостям тех лет поведения он был весьма хорошего.
5 апреля 1910 года священник Симеон Азановский был переведен в Богоявленскую церковь села Морки. Помимо исполнения пастырских обязанностей он нес послушания законоучителя Больше-Кожлояльского земского училища (с 28 сентября 1910 года), законоучителя и заведующего Тыгды-Моркинской церковно-приходской школы, заведующего Руш-Родинской школы Братства святителя Гурия, помощника благочинного 2-го округа Царевококшайского уезда, а затем и благочинного.
После революции 1917 года и прихода к власти большевиков обстановка в стране стала еще более напряженной. Сельское население болезненно реагировало на изъятие продотрядами хлеба и принудительную мобилизацию в Красную армию, что проявилось в виде большого количества крестьянских выступлений против новой власти по всей стране. Марийский край в этом смысле не стал исключением.
Одно из таких выступлений произошло в начале сентября 1918 года в селе Морки. В ходе него местные крестьяне разогнали волостной совет и образовали местный комитет самообороны. Советская власть, как это было характерно для того времени, использовала данные события для организации расправы с представителями чуждых большевикам сословий. В результате этого в Морках органами ЧК были арестованы священник Симеон Азановский и диакон Павел Монастырев.
Отец Симеон был арестован 10 октября 1918 года. На допросах, состоявшихся 16 октября, 2 ноября 1918-го, а также 31 марта 1919 года своей вины он не признал. В ходе следствия батюшка показал себя исповедником Православной веры. «Я руководствовался всегда тем принципом, что политические … стороны не мое дело; мне … поручено духовное водительство во Христе своих пасомых, какое … возможно при всяком гражданском строе», — говорил он. При этом отец Симеон заявил, что при необходимости, вставал на защиту интересов Церкви, как того требовала священническая присяга. «Если же я читал воззвание Тихона, то, как рядовой солдат, обязан исполнять приказы начальства», — писал он в прошении об освобождении в губернскую ЧК.
Священник Симеон Азановский пользовался уважением и любовью паствы, которая выступила в его защиту. В прошениях в органы власти верующие утверждали, что контрреволюционной деятельностью батюшка не занимался, что знают его «как хорошего работника» и просят отпустить на поруки. В следственном деле сохранились соответствующие прошения от жителей деревень Куркумбал, Кинер, Старый Завод, Кореп-Сола, Подгорная.
18 октября 1918 года священник Симеон Азановский был приговорен к расстрелу Царевококшайской ЧК. Но в Казани, в губернской ЧК, приговор был пересмотрен. 13 декабря 1918 года отец Симеон был осужден к принудительным работам до конца гражданской войны. До января 1919 года он находился в Царевококшайской тюрьме, а затем, по-видимому, в связи с ликвидацией марийской ЧК, был переведен в Казанский арестный дом. 14 мая 1919 года батюшка был освобожден на поруки граждан моркинского прихода.
О последующей жизни священника Симеона Азановского сведений обнаружено не много. После освобождения он продолжил служение в Богоявленской церкви села Морки, в 1920-х находился в составе причта Свято-Ильинского храма села Ильинское Арского кантона Татарской АССР. Дальнейшая судьба батюшки в настоящее время не известна.
Ю. Ерошкин