Спасо-Юнгинский мужской монастырь

Спасо-Юнгинский мужской монастырь 

Спасо-Юнгинский мужской монастырь был основан в 1625 году на горной стороне Марийского края, в полутора верстах от устья реки Малая Юнга, по указу государя Михаила Феодоровича Романова на основе пустыни, существовавшей в этом месте с 80-х годов XVI века. Территория обители составляла 60 саженей в длину и 40 в ширину, в церковный приход входили деревни Рутка, Болониха, Сосновка, Красногорка, Гаврениха. Первые храмы монастыря в честь Нерукотворного образа Спасителя, Казанской иконы Божией Матери, Преображения Господня были деревянными, а двухэтажная каменная Спасская церковь с приделом во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы была построена в 1707 году. Наиболее известными святынями обители стали иконы Спаса Нерукотворного и Казанской Божией Матери. При монастыре существовала библиотека, его насельники вносили вклад в содержание Казанского Архиерейского дома, Казанской Духовной семинарии и ее студентов.

Спасо-Юнгинская обитель играла большую роль в духовной и культурной жизни горной стороны Марийского края. В ней располагалось Козьмодемьянское духовное правление, в подчинении которого поначалу находились Козьмодемьянский Вознесенский женский монастырь и 8 приходских церквей. Возводимые в последующие годы в Козьмодемьянском уезде храмы по большей части освящались настоятелями Спасо-Юнгинской обители. Около 1720 года от монастыря отделилась Ильинская пустынь, где в 1750 году была построена церковь во имя пророка Божия Илии, действовавшая до 1935 года. По преданию Спасской обителью также поставлена Иоанно-Предтеченская церковь в селе Коротни. Особенно важным было участие монастыря в просвещении местного населения, воспитании людей на началах христианской нравственности. Труды насельников обители способствовали хозяйственному освоению новых земель, распространению среди марийского народа новых форм экономической жизни и быта, содействовали включению населения горной стороны Марийского края в общественно-политическую и культурную жизнь страны.

Спасо-Юнгинский монастырь был известен далеко за пределами Марийского края. С просьбой о молитвенном ходатайстве в обитель обращались из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Макарьева, Козьмодемьянска, Свияжска, Чебоксар. В 1652 году насельник обители иеромонах Антоний был избран Патриархом всея Руси, но отказался от высокого сана по возрасту и состоянию здоровья, после чего Патриархом был поставлен Никон.

Христианское просвещение Марийского края проходило непросто, и история Спасо-Юнгинского монастыря является тому свидетельством. Обитель несколько раз подвергалась нападениям местного населения, в результате чего страдала в хозяйственном отношении, существовала реальная угроза жизни ее насельников. Особое недовольство местных крестьян вызывала передача государством в ведение монастыря земель, они не раз пытались похитить хранившиеся в обители межевые книги, думая лишить братию прав на обладание угодьями. Зимой 1764 года около тридцати или более человек ворвались в монастырь с целью захвата казны, которая, по мнению нападавших, была богатой. В итоге обитель была разорена, настоятель, архимандрит Сампсон, и часть монашествующих погибли. В том же году в ходе политики секуляризации императрицы Екатерины II монастырь был закрыт. Спасская церковь обители с того времени стала приходской и действовала в таком качестве до закрытия 27 мая 1941 года, а впоследствии, в соответствии с постановлением Совета Министров МАССР от 11 апреля 1961 года, была разрушена. 

Ю. Ерошкин

 

Храмы

 

Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя (деревянная)

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери

Церковь Преображения Господня

Спасская церковь (каменная)

 

Святыни

 

Икона Спаса Нерукотворного

Казанская икона Божией Матери

 

Настоятели

 

Тимофей, архимандрит (1649—...)

Феодосий, архимандрит

Мисаил, архимандрит (1652—1686)

Мелетий, архимандрит (1702—1703)

Гавриил (Русской), архимандрит (1722—1726). Скончался в 1753 году в сане архиепископа.

Силуан, архимандрит (1727—1729)

Савва, иеромонах (1733)

Павел, архимандрит (1735)

Мелетий, архимандрит (1739)

Феофил, архимандрит (1741)

Алексий, архимандрит (1744)

Вассиан, архимандрит (1746—1754)

Иона, архимандрит

Тихон, архимандрит (1755—1760)

Сампсон, архимандрит (1764)