Изинкин Илия, священник
Священник Илия Изинкин
(5/18.071881–20.04.1943)
Горная сторона Марийского края издавна славилась множеством церквей. В ходе их многолетней истории практически на каждом приходе получали начатки христианского воспитания подвижники благочестия, ставшие впоследствии священнослужителями. В дореволюционное время многие из них занимались просветительской деятельностью, а когда пришло время испытаний, гонений за веру, стали исповедниками Православия, пострадали за Христа.
Не является исключением из этого правила и Троицкая церковь села Малый Сундырь. Она была построена в 1829 году, в начале XX века в состав прихода входили жители деревень Важнангер, Ключево, Колумбаево, Мартышкино, Мецакнуры, Мидяково, Мишкино, Носелы, Пичужкино, Тепаево, Цимбулаткино, Шиндыръялы, Яндушево[1]. Первая из выше перечисленных деревень и стала родиной священника Илии Изинкина, которому также была дарована мученическая кончина за веру. О жизненном пути батюшки, его исповедническом подвиге повествует эта небольшая публикация.
Илия Николаевич Изинкин родился 5 (18) июля 1881 года в деревне Важнангер Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье[2]. После окончания Мало-Сундырского земского училища он выдержал экзамен на звание учителя, преподавал церковное пение в школах Казанской губернии, а 3 октября 1901 года был определен к Свято-Никольской церкви села Актаюж Козьмодемьянского уезда, где подвизался до 1 ноября 1902 года. В том же году И.Н. Изинкин был призван в армию, а 14 февраля 1903-го вновь вернулся к церковному служению и получил назначение на должность псаломщика в Троицкую церковь села Красный Яр Чебоксарского уезда Казанской губернии, а с 28 июня 1909 года нес такое же послушание в храме Казанской иконы Божией Матери села Юксары. В клировой ведомости данной церкви того времени записано, что поведения он был «весьма хорошего»[3].
12 сентября 1909 года Илия Изинкин успешно выдержал экзамен на сан диакона[4], 6 декабря 1912-го состоялась его диаконская хиротония. При этом отец Илия был оставлен на псаломщической вакансии при храме села Юксары[5], а, кроме того, преподавал церковное пение в юксарском земском училище[6].17 декабря 1913 года диакон Илия был переведен к Свято-Никольской церкви села Кожла-Сола Царевококшайского уезда Казанской губернии[7], где прослужил 18 лет. Верными помощниками главе семьи в его трудах были супруга и дети: матушка пекла просфоры, а ребятишки, по-видимому унаследовавшие от отца музыкальные способности, пели в церковном хоре[8].
В 1930 году диакон Илия Изинкин был рукоположен во священника с назначением на прежний приход, а в 1931 году был переведен в Троицкий храм села Красный Яр[9]. В условиях гонений на Церковь батюшка показал себя исповедником Православия, призывал прихожан не оставлять храм Божий. И когда в сентябре 1931 года комсомольским активом, учителями и сельсоветом был поднят вопрос о закрытии церкви и передаче здания под школу, а на собраниях в приходских деревнях стали собирать соответствующие подписи, батюшка провел заседание церковного совета, на котором говорил о необходимости отстоять храм. И прихожане откликнулись на этот призыв: в течение нескольких дней у церкви организовывалось дежурство, собиралось до 200 человек. Верующие успокоились лишь после того, как сотрудник ОГПУ официально объявил, что храм закрывать не будут[10]. Труды батюшки на ниве Христовой были отмечены священноначалием, в 1932 году он был награжден набедренником[11].
Как и другие священнослужители того времени, священник Илия Изинкин был лишен избирательных прав. В 1931 году церковную сторожку, в которой батюшка проживал в Красном Яре, власти отобрали под школу[12]. 4 февраля 1932 года отец Илия был арестован и к моменту окончания следствия обвинялся по статьям 58-10,11 УК РСФСР (антисоветская агитация, участие в контрреволюционной организации), хотя никаких других обвинений кроме попытки воспрепятствовать закрытию храма в ходе следствия не выявилось. Батюшка был допрошен 6 февраля 1932 года и своей вины в контрреволюционной деятельности не признал. 14 мая 1932 года на заседании особой тройки при ПП ОГПУ Нижегородского края он был приговорен к 5 годам заключения. Такой же срок получил проходивший по одному делу со священником прихожанин Троицкой церкви села Красный Яр Герасим Кириллович Кириллов, дальнейшая судьба которого в настоящее время не известна[13].
Священник Илия Изинкин отбывал наказание в Колымлаге Магаданской области, откуда был освобожден 4 сентября 1935 года. 1 июня 1936 года батюшка прибыл в село Эмеково Сотнурского района МАССР[14], в Покровской церкви которого служил до следующего ареста в 1938 году. Данный приход входил в состав Краснококшайского православного управления староцерковников, возглавляемого епископом Марийским Варлаамом (Козулей)[15], который и благословил отца Илию на служение в эмековскую церковь.
В селе Эмеково священник Илия Изинкин, который к тому времени овдовел, проживал в церковной сторожке[16]. Особое внимание в этот период он уделял окормлению детей школьного возраста, побуждая их посещать храм Божий, духовно противиться распространившемуся вокруг безбожию. 20 февраля 1938 года под предлогом массового заболевания скарлатиной в Сотнурском районе эмековская церковь «ввиду еженедельных собраний верующих» была объявлена «источником заболевания», в результате чего богослужения не совершались с 20 февраля по 5 апреля 1938 года. В этот период батюшка не раз обращался в органы власти с просьбой открыть храм[17].
Исповеднические труды священника вызвали неудовольствие. Иерей Илия Изинкин был арестован 6 апреля 1938 года, его ложно обвиняли в организации церковной контрреволюционной группы, агитации против колхозов, налоговой системы, «культурно-просветительной» работы в деревне, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти. На допросе 12 июля и очных ставках 13 и 14 июля 1938 года отец Илия своей вины не признал. 2 сентября 1938 года на заседании Специальной судебной коллегии Верховного суда МАССР он был приговорен к 10 годам лишения свободы[18]. По имеющимся сведениям батюшка скончался в заключении 20 апреля 1943 года, место отбытия наказания в настоящее время неизвестно. Неизвестны и судьбы православных мирян Георгия Сергеевича Сергеева и Феодора Ефимовича Петрова, проходивших с отцом Илией по одному делу и приговоренных соответственно к 10 и 6 годам лишения свободы.
Ю. Ерошкин
Опубликовано в журнале
«Марийский археографический вестник»-2010.
Фото с сайта pstbi.ru
[1] История сел и деревень Республики Марий Эл. Горномарийский район. Йошкар-Ола,2006.С.70.
[2] Архив УФСБ по РМЭ. Д.3267.
[3] ГА РМЭ. Ф.172.Оп.1.Д.Л.л.393об-394.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] ГА РМЭ. Ф.57.Оп.1.Д.132.Л.66.
[7] «Известия по Казанской епархии». 1914. №1.
[8] Изинкин Илья Николаевич // pstbi.ru
[9] Архив УФСБ по РМЭ. Д.3267.
[10] Там же.
[11] ГА РМЭ. Р.168.Оп.1.Д.1054.Л.15об.
[12] Архив УФСБ по РМЭ. Д.3267.
[13] Там же.
[14] Архив УФСБ по РМЭ. Дело 4549.
[15] ГА РМЭ. Р.168.Оп.1.Д.1054.Л.15об.
[16] Архив УФСБ по РМЭ. Дело 4549.
[17] Там же.
[18] Там же.