Пуцек-Григорович Вениамин, митрополит

Митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович)

(1706–1785)

Митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович)

Во второй половине XVIII века в России наблюдалось возрастание интереса к жизни народов, населявших урало-поволжский регион страны. Государство организовывало научные экспедиции с целью их изучения, религиоведческие, этнографические языковедческие труды издавались и на местах. В 1775 году вышла в свет книга под названием «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка», составленная под руководством митрополита Казанского Вениамина (Пуцек-Григоровича), о котором рассказывает данный очерк.

Василий Григорьевич Пуцек-Григорович родился в 1706 году в городе Лохвицы Полтавской губернии в семье чиновника Григория Григоровича и супруги его, православной полячки, носившей в девичестве фамилию Пуцек. Начатки образования будущий митрополит получил дома, а затем поступил в Киевскую Духовную академию. Обучение его проходило весьма успешно и когда архиепископ Казанский Иларион (Рогалевский) в 1732 году испросил из Киева способных людей для устройства образования населения в своей епархии, Василий Пуцек-Григорович, как лучший ученик, был направлен в Казань. Он обучал местное население Закону Божию, русскому и латинскому языкам, был преподавателем учрежденной в 1733 году Славяно-Латинской школы, а в 1739-м стал первым учителем философского класса, созданного при Казанской Духовной семинарии.

В 1740 году Василий Пуцек-Григорович был пострижен в монашество с именем Вениамин епископом Казанским Лукой (Конашевичем), в том же году его рукоположили во иеромонаха. В течение нескольких последующих лет деятельность батюшки была связана с Казанской Духовной семинарией: в 1741 году он занимал здесь должность префекта, а с 1744-го стал ректором. 6 декабря того же года, по возведении в сан архимандрита, отец Вениамин был определен на жительство в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. В эти годы его нередко направляли для проповеди христианства в различные районы Казанской епархии, и труды батюшки, согласно воспоминаниям современников, были весьма успешными. В жизнеописании его, опубликованном в 1906 году, читаем: «Архимандрит Вениамин был весьма подходящим и способным человеком для устройства правильного миссионерского дела, как ревностный миссионер сам и опытный учитель миссионеров. И он, несомненно, был бы руководителем миссионерской деятельности в Казанской епархии во благо всему ее инородческому населению, если бы его усердные и плодотворные в разных званиях труды не обратили на себя особенного внимания в Петербурге».

В 1746 году архимандрит Вениамин (Пуцек-Григорович) был переведен в Санкт-Петербург, где совершал богослужения в Петропавловском соборе города. 14 августа 1748 года он был рукоположен во епископа Нижегородского и Алатырского и управлял данной епархией четыре года шесть месяцев. Известно, что трудами его в 1752 году была построена Крестовая церковь при Нижегородском архиерейском доме, что Владыка заботился о просвещении инородцев и об устройстве в Нижнем Новгороде семинарии.

2 марта 1753 года епископ Вениамин (Пуцек-Григорович) был переведен на Тверскую кафедру, где прослужил пять лет, а 2 марта 1758-го — в Псковскую епархию, верующих которой окормлял три года четыре месяца. 15 сентября 1761 года по повелению императрицы Елисаветы Петровны Владыка вернулся в столицу России, был возведен в сан архиепископа и возглавил Санкт-Петербургскую епархию. Около года архиепископ Вениамин проживал в Санкт-Петербурге, а затем 26 июля 1762 года был переведен на Казанскую кафедру, где прослужил около двадцати лет.

Еще во второй половине XVIII века Владыка сформулировал и использовал в практической деятельности некоторые положения, ставшие впоследствии широко известными в связи с распространением в России системы Н.И. Ильминского. Например, он считал, что проповедь слова Божия, преподавание наук должны вестись на родном языке. Под руководством Владыки по примеру русских грамматик были составлены книги по грамматике чувашского, черемисского и вотского языков, которые были напечатаны в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге. Первой в 1769 году в свет вышла чувашская грамматика под названием «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка», немного позже, в 1775-м, были выпущены «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка» и «Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка». В течение ста лет данная грамматика служила учебником для марийских детей, обучавшихся в миссионерских школах.

Владыка Вениамин являлся автором ряда сочинений, часть из которых была издана при его жизни («Слово на 1747 год» (1747), «Слово, говоренное в публичном собрании при Казанских гимназиях, по восстановлении общего покоя» (1775). Наиболее способным воспитанникам Казанской Духовной семинарии он старался привить литературные навыки, учил сочинять оды и канты, переводить стихотворные тексты на родные языки. Известным стало его стихотворение, посвященное императрице Екатерине II, которое перевели на чувашский, марийский, удмуртский, мордовский языки.

Современники свидетельствовали, что владыка Вениамин был человеком высокой духовной жизни. В 1771 году во время эпидемии моровой язвы по его благословению в Казань была принесена из Седьмиезерной пустыни Смоленская икона Божией Матери. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвенным усердием граждан города, духовенства и, конечно, их архипастыря Казань была избавлена от напасти, а крестный ход с тех пор стал традиционным. В период пугачевского бунта архиепископ Вениамин призывал паству оставаться верными престолу и Отечеству, рассылал по епархии послания против Пугачева, предал его анафеме. Во время штурма бунтовщиками Казани Владыка стоял на коленях в Благовещенском соборе города, воссылая молитвы о ниспослании помощи против нечестивых. В момент затишья, среди объятого пламенем города, с чувством полной преданности Богу он совершил крестный ход вокруг крепости, на следующий день мятежники были разбиты.

Несмотря на решительные действия в период пугачевского бунта, Владыка был оклеветан и 15 октября 1774 года арестован по обвинению в том, что «посылал одного из своих келейников к Пугачеву с деньгами и предложением ему своей покорности». Два члена следственной комиссии неотлучно находились при нем, не позволяя иметь ни письменного, ни словесного общения. После трехмесячного заключения архиепископу Вениамину удалось отправить на Высочайшее имя письмо. Получив свидетельства о невиновности архипастыря, 26 января 1775 года императрица Екатерина II пожаловала его саном митрополита. Узнав об этом, владыка Вениамин в присутствии губернатора и жителей Казани торжественно совершил Божественную литургию, благодаря Бога за Его великую милость.

После двадцатилетнего управления Казанской епархией митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) подал прошение об увольнении на покой, и 17 марта 1782 года просьба его была удовлетворена. Владыка поселился в Седьмиезерной пустыни, где мирно окончил свои дни в июле 1785 года и был похоронен на территории обители.

Жизнь и труды митрополита Вениамина (Пуцек-Григоровича) являются ярким свидетельством того, что служители Церкви внесли огромный вклад в дело просвещения народов России. Память о трудах Владыки во славу Божию и на пользу ближних сохраняется в сердцах многих жителей Поволжья и поныне.

Н. Федосеева, Ю. Ерошкин

Опубликовано в книге

«История Марийского края в лицах. XIV — начало XX веков». Йошкар Ола,2012.

Иллюстрация с сайта www.pravenc.ru