Сайт Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии

Санчиров Владимир, иеромонах

Иеромонах Владимир (Санчиров)

(13.07.1900–…)

 

Василий Степанович Санчиров родился 13 июля 1900 года в селе Кондаковка Ставропольского уезда Самарской губернии в крестьянской семье. После окончания четырехклассной сельской школы в 1916 году он поступил в  Мироносицкий мужской монастырь, где проживал до 1919 года, а затем был мобилизован в тыловое ополчение и проходил службу в рабочем батальоне, дислоцировавшемся в Казани. К этому времени относится прошение настоятеля обители иеромонаха  Варсонофия (Никитина), впоследствии архимандрита, от 26 января 1920 года, направленное в Петриковский волостной комитет: «Покорнейше прошу вас выдать мне пропуск для проезда в город Казань, для доставки сухарей в тыловое ополчение для четырех лиц: иеромонаха Варнавы, иеродиаконов Маврикия и Иеремии и послушника Василия Санчирова». Так по мере сил поддерживала братия Мироносицкого монастыря своих насельников, оказавшихся вне стен обители.

В начале 1921 года В.С. Санчиров вернулся в монастырь, где проживал до его закрытия, произошедшего весной 1924 года, нес послушание сторожа. В сентябре 1924 года он был впервые арестован, обвинялся по статье 69 УК РСФСР в антисоветской пропаганде и агитации, но осужден не был. В дальнейшем В.С. Санчиров был определен псаломщиком к Богоявленской церкви Старого Села, пострижен в монашество с именем Владимир, в 1929 году епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым) рукоположен во иеромонаха с оставлением на прежнем приходе. До начала 1930-х годов старосельский храм входил в состав Краснококшайского православного церковного управления староцерковников, а В.С. Санчиров неоднократно был участником собраний духовенства и мирян, проходивших в рамках его деятельности.

Конец 1920-х годов ознаменовался одним из крупнейших разделений в Русской Православной Церкви, начало которому положила инициированная властями публикация в июле 1927 года так называемой Декларации митрополита Сергия (Страгородского). В результате несогласия с действиями владыки Сергия в отношении советской власти и в некоторых вопросах церковного управления в стране возникло движение непоминающих, в которое входили архиереи и единомысленные им священнослужители, монашествующие и миряне, не поминавшие митрополита Сергия как Первоиерарха Русской Православной Церкви за богослужениями. При этом непоминающие признавали главой РПЦ находившегося в заключении Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), и тем самым не создавали новой церковной иерархии, вследствие чего не были раскольниками. К непоминающим примкнула практически вся братия Мироносицкого мужского монастыря во главе с двумя последними настоятелями, архимандритом Варсонофием (Никитиным) и игуменом Сергием (Мытиковым). В 1930 году к данному движению присоединился и старосельский приход, находившийся с тех пор под омофором проживавшего в Казани епископа Яранского Нектария (Трезвинского). За богослужениями в Старом Селе поминали митрополита Петра (Полянского), что свидетельствовало о каноничности данного прихода и верности его Православию, и упомянутого выше епископа Нектария.

Свои пастырские обязанности иеромонах Владимир исполнял добросовестно, верующие почитали своего батюшку. На службы в Старое Село ходили из других сел и деревень Марийского края (например, из Ежово, где церковь была в руках обновленцев, приходило до десяти и более человек), а также из Чувашии, Кировской области. Богослужения проходили на высоком духовном подъеме, очевидцы рассказывали, что во время чтения Евангелия отец Владимир нередко плакал от умиления. Службу помогали совершать насельницы женских монастырей, которые пели и читали на клиросе, некоторые из них приходили в Старое Село из Йошкар-Олы. Помогал за богослужениями и проживавший в столице МАО игумен Сергий (Мытиков). Отец Владимир призывал верующих не отходить от Бога и Его Церкви, ободрял, утешал их. И Господь помогал ему в этом Своей благодатью. Великим Постом в 1931 году в старосельской церкви произошло обновление образа Спасителя, который стоял на паперти. После того как лик стал ясным, икону с большим почтением поставили в храме возле клироса.

5 февраля 1932 года иеромонах Владимир (Санчиров) был арестован и помещен в арестантское помещение в селе Оршанка по ложному обвинению в агитации против существующего строя и колхозов, распространении слухов о скорой гибели советской власти (статья 58–10 УК РСФСР). Прихожане старосельской церкви провели собрание. В письме, составленном по его итогам, говорилось, что отец Владимир агитации против власти и колхозов не вел, налоги платил добросовестно, ругу не требовал, за требы денег не просил, а брал, сколько дадут. Верующие просили освободить своего батюшку и заявляли, что готовы выступить свидетелями в его защиту, хотя такое письмо по тем временам грозило арестом и самим подписавшимся.

На первом допросе, состоявшемся 7 февраля 1932 года, отец Владимир виновным себя не признал, показав, что с антисоветскими проповедями не выступал, а когда прихожане спрашивали, вступать ли им в колхоз, отвечал, что «воля ваша». 18 февраля состоялся второй допрос, на котором батюшка также заявил, что виновным себя в предъявленном обвинении не признает, более развернуто высказался о своем отношении к советской власти: «По евангельскому учению я знаю и убежден, что всякий человек не признающий Иисуса Христа, не исповедующий Его имени … является противником Христа – антихристом. Так и советская власть, издающая законы против учения Христова и Церкви, является тоже властью, идущей против Христа, или антихристовой. … Колхозы разрушают Церковь, т.к. люди отходят от Церкви, от Бога. Такие мероприятия я, как глубоко верующий человек, одобрять не могу». В то же время отец Владимир сказал, что «все повинности перед советской властью я исполняю точно, т.к. это необходимо. Богу – Богово, кесарю – кесарево. Активной борьбы с советской властью не вел, т.к. я человек одинокий и мне ничего не нужно, служу для народа, как хочет мой народ».

О жизни батюшки в узах мы можем узнать из его собственных показаний от 13 мая 1932 года. Беседуя через тюремное окно, отец Владимир напутствовал прихожан, в письмах и записках писал приветствия, поздравления с Праздником Пасхи, благословения, давал наставления о спасении души, призывал терпеливо переносить скорби. 19 августа 1932 года состоялось заседание Особой тройки при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю, на котором иеромонах Владимир (Санчиров) был приговорен к трем годам заключения. И хотя дальнейшая судьба батюшки в настоящее время неизвестна, память о нем сохраняется в сердцах верующих и поныне.

Ю. Ерошкин

На фото игумен Сергий (Мытиков) и иеромонах Владимир (Санчиров)