Сайт Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии

Юферев Симеон, священник

Священник Симеон Юферев

(16/28.05.1891–14.10.1937)

Священник Семен Юферев

Симеон Даниилович Юферев родился 16/28 мая 1891 года в деревне Русский Ляждур Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьян Даниила Тихоновича и Неонилы Петровны Юферевых. Крещен он был 17/29 мая в Петропавловской церкви села Юледур, находившегося в двух верстах от Русского Ляждура, Таинство совершил священник Александр Россов в сослужении диакона Андрея Перминова.

После окончания трехклассной сельской школы Симеон Юферев проживал на родине, занимался сельским хозяйством, нес послушание певчего юледурской церкви. В качестве певчей подвизалась здесь и его будущая супруга Анисия Степановна Вершинина из деревни Полянур, брак был заключен 23 января/5 февраля 1911 года, Таинство совершил священник юледурского храма Александр Болдаевский в сослужении диакона Даниила Бушкова и псаломщика Сергия Терентьева, впоследствии священника, пострадавшего за веру Христову.

В 1913–1917 годах Симеон Юферев служил в царской армии. Это было время I мировой войны, в ходе которой, по воспоминаниям родственников, он был связан с аэрофотосъемкой, осуществлявшейся, по-видимому, в разведывательных целях. После революции С.Д. Юфереву довелось послужить и в белой армии.

По возвращении со службы Симеон Данилович проживал в деревне Русский Ляждур, занимался сельским хозяйством. По воспоминаниям родственников он выстроил добротный дом, создал хозяйство, которое впоследствии разорили при раскулачивании. Дочь батюшки Таисия Семеновна рассказывала, что «папа все перестроил и сделал, и началась коллективизация. Стали раскулачивать. Мы средние считались – не бедные, не богатые. У нас во время коллективизации все отобрали».

По свидетельству очевидцев, Симеон Даниилович был человеком глубоко верующим, готовым претерпевать ради Христа скорби и гонения, что, несомненно, ожидало его после принятия священного сана в период гонений на Церковь. В середине 1920-х годов он был рукоположен во диакона к церкви села Юледур, данный приход входил в то время в состав Краснококшайского православного церковного управления староцерковников. Диакон Симеон пользовался уважением у верующих и духовенства, 1 марта 1927 года на собрании 3-го благочиннического округа Сернурского кантона МАО был избран членом благочиннического совета.

В 1929 году, как и все священнослужители в советское время, отец Симеон был лишен избирательных прав, а затем приоворен Сернурским народным судом по статье 61 УК РСФСР к трем (по другим данным — к шести) месяцам принудительных работ «за неуплату налогов». Он постоянно жил в ожидании ареста, летом и зимой ходил в полушубке. Вот что рассказывает об этом времени Таисия Семеновна Юферева: «В этих же годах стали выселять. Сначала началось выселение «богатых» людей. Увозили их, а дома занимали бедные. Они входили в эти дома и жили. Некоторые были совестливые, они в эти дома не входили. А некоторые входили и жили. Рядом с нами жили святовья. <…> Сват был как возчик – по распоряжению сельсовета. Приходит в сельсовет список: вот этих надо увезти. Увозят их – сват Василий говорит: «Посадили их на сани, и повезли. <…> Лесом ехали: вылазьте!» Кого среди леса, кого среди степи. Кто выживет, кто нет. Ни один из них не вернулся обратно. <…> И мы ждали, что в любое время заберут. Одевались и среди лета в зимнее. <…> У нас все было наготове. Отец все говорил: «Мать, готовь сухари. Чтобы наготове были». <…> Год или два это длилось. А потом этот момент выселения прошел, и мы немного успокоились».

В 1929 году диакон Симеон Юферев был рукоположен во священника к Иоанно-Богословской церкви села Масканур. В сохранившихся документах данный приход именуется староцерковным, находящимся в общении с заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Петром (Полянским), ныне священномучеником, митрополитом Сергием (Страгородским). В условиях гонений на Церковь отец Симеон выступал против закрытия в 1933 году масканурского храма, побуждая к тому же и верующих. И эти его труды были успешными: прихожане были настроены весьма решительно, готовились пострадать за веру. «Хоть нас убейте, а церковь закрывать мы не дадим», — говорили некоторые из них в сельсовете. Со вниманием относился батюшка и к своей внутренней жизни: в одном из следственных дел есть упоминание о том, что он исповедовался у священника Петра Каменецкого, служившего в Вознесенской церкви села Новый Торъял, которого считал своим духовником.

Семья отца Симеона состояла из семи человек: супруги Анисии Степановны, сыновей Александра, Павла, Василия, Анатолия, дочерей Таисии и Марии. Батюшка не благословлял своим детям вступать в пионеры, в школу по воскресеньям их не пускал (чтобы отвлечь детей от церкви, в школе в воскресенье устраивали рабочий день, выходным считался понедельник), хотя это было наказуемо. Все свободное время отец Симеон посвящал чтению Псалтири и молитв, привлекая к этому детей. Как только возникала у него свободная минута, он обращался к дочерям: «Девчонки, идите, будем Божией Матери петь». У батюшки был прекрасный голос, а дети с вдохновением подпевали ему.

В селе Масканур батюшка проживал на частной квартире. Однажды там случился пожар, все имущество сгорело, спасены отцом Симеоном от огня были иконы и богослужебные книги. После пожара семейство Юферевых поселилось в церковной сторожке, еще менее удобной для жизни, чем убогий угол в чужой избе. По воспоминаниям Таисии Семеновны «нас подожгли из-за того, что отец – поп. <…> Тогда сильно притесняли религию и священников. Тогда же знаешь, попов как ненавидела молодежь. Старые, средние люди уважали. А молодежь – прямо ненавидела».

По воспоминаниям родственников, несмотря на бедность, батюшка был щедр по отношению к нищим, которые шли в то время с Урала. Таисия Семеновна Юферева рассказывает: «Каждому нищему, что есть, всегда помогали. Никогда не откажешь. А нищих тогда очень много было. На Урале был голод в тридцать третьем году. Оттуда шли голодающие прямо семьями. <…> Шли по деревням, в каждый дом стучали, просили милостыни. <…> И вот папа, когда к нам приходили, всегда посадит их за стол и накормит, и всегда дает еще на дорогу. Никогда не давал кусочки, если семейные. Даст целый каравай: «Кушайте на здоровье». И мама, уходя, говорила: «Вот, нищему подай». И сколько бы не было у самих мало, всегда пополам разделит и так скажет: «Нищему отдай». Скажем картошка вареная: одну половину нищему отдашь, вторую себе оставишь. И часто пускали на квартиру. Просят: «Пустите переночевать». Скажешь: «Заходи, ложись спать». Вот как понимал человек человека. Сострадание проявлял. Никто никому не откажет. Все, все помогали, это редко кто отказывал».

5 ноября 1933 года священник Симеон Юферев был арестован. К этому моменту следственные органы не имели для ареста даже фиктивных оснований, свидетели по делу были допрошены только 6–13 ноября. На основании их показаний и справки из сельсовета 16 ноября было составлено постановление о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения. В нем ложно утверждалось, что С.Д. Юферев враждебно настроен к советской власти, группирует вокруг себя кулачество, распространяет провокационные слухи (статьи 58–10, ч.2, 58–11 УК РСФСР). 27 января 1934 года тройкой при полномочном представителе ОГПУ по Горьковскому краю батюшка был приговорен к трем годам лишения свободы.

Отец Симеон вернулся с Беломорканала в 1936 году. Он не пал духом от пережитого, вернулся к священническому служению и нес этот тяжелый крест до конца. До марта 1937-го батюшка совершал богослужения в Серафимовском храме села Токтамыж Сернурского района МАО, состоял в общении с митрополитом Сергием (Страгородским) и епископами Варлаамом (Козулей) и Леонидом (Антощенко), занимавшими во второй половине 1930-х Марийскую кафедру. 24 марта 1937 года владыка Леонид определил отца Симеона к Иоанно-Богословской церкви села Масканур Новоторъяльского района МАО. В условиях гонений за веру батюшка призывал паству терпеть скорби, не отходить от Бога и Его Церкви, вести молитвенную жизнь, побуждал верующих читать духовную литературу.

Ревностные пастырские труды отца Симеона вызвали неудовольствие властей. 29 сентября 1937 года он был арестован и помещен в Новоторъяльскую камеру предварительного заключения с последующим переводом в Йошкар-Олинскую тюрьму. В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения от 30 сентября 1937 года ложно утверждалось, что батюшка враждебно настроен по отношению к советской власти, занимается контрреволюционной агитацией против политики партии в деревне, распространением слухов о предстоящей войне и гибели в ходе нее советской власти. Постановление было составлено на основании допросов пяти свидетелей и справки сельсовета, обвинение предъявлялось по статье 58–10 УК РСФСР.

На двух допросах, состоявшихся 7 октября 1937 года, священник Симеон Юферев своей вины не признал, показав на первом из них: «Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и себя виновным не признаю». 8 октября состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором батюшка был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Которую отец Симеон благоговейно почитал всю свою жизнь. 

Ю. Ерошкин.

фото из архива семьи Юферевых.